Участники панк-группы «Пусси Райот» попросили прощения, но вину не признали
Сегодня в Москве начались слушания по существу дела панк-группы "Пусси Райот". На скамье подсудимых три из пяти участниц панк-молебна, устроенного в храме Христа Спасителя 21 февраля. Они вошли в храм в обычных одеждах, потом быстро скинули с себя пальто, натянули маски, вбежали на солею и амвон и запели. Видеоролик с этим выступлением был выложен в Интернет и вызвал большой общественный резонанс.
Сегодня у здания Хамовнического суда парковаться разрешено только машинам приставов и полицейским. Движение по улице ограничено, и не только для автомобилей. Случайным прохожим сюда не попасть - стоит ограждение и ОМОН.
Повышены меры безопасности, поскольку интерес к процессу огромен. Тем более первое слушание по делу "Пусси Райот". Десятки собравшихся. Каждый им хотел сказать что-то свое. Развернули плакаты, и стало понятно - трех мнений быть не может. Толпа разделилась на тех кто за и против "Пусси Райот".
Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич в феврале этого года устроили в храме Христа Спасителя то, что сами назвали панк-молебном. Верующие посчитали случившееся оскорблением своих собственных чувств. Официально потерпевшими по делу проходят около 10 человек - сотрудники охранного предприятия и служители храма.
"Мы сегодня здесь рассматриваем не политическое дело. Мы рассматриваем вопрос криминальный - совершение хулиганства по религиозным мотивам", - сообщила адвокат потерпевших Лариса Павлова.
Выслушать все стороны и понаблюдать за процессом "Пусси Райот"мог любой желающий. Из зала суда была организована видеотрансляция. Картинка в режиме реального времени попадала в Интернет.
Адвокаты подсудимых просили перенести слушания, чтобы их подзащитные могли более детально ознакомиться с материалами дела. Получили отказ. Затем зачитывали заявления арестованных. Никто из них вины не признает.
"Если верующие люди оскорблены тем, что мы перешли ограду и забрались на амвон, имея его в виду как сцену, то за это я прошу прощения. Мы сделали это по незнанию внутрицерковных правил. Если же требовалось на полгода посадить нас в тюрьму для детального объяснения этих правил, то я с уверенностью могу сказать, что мы их поняли и усвоили", - зачитала обращение адвокат Виолетта Волкова.
Адвокаты подсудимых также подали несколько ходатайств. Одно из них о назначении экспертиз. С привлечением культурологов, политологов, художников для выявления "ценностей современного искусства вообще и панк-молебнов в частности". Судя по разговору с судьей, арестованные не понимают, в чем их обвиняют.
"Я готова признать, что это наша этическая вина. Но это не вина уголовная. Дело в том, что нет здесь состава преступления. И мне не понятно, почему из-за нарушения внутреннего распорядка церкви должно следовать обвинение, что человек ненавидит христианство", - сказала Надежда Толоконникова.
Трансляция продолжалась около 4 часов. Пока было возможно прокурор настоял на том, чтобы допрос свидетелей проходил в закрытом режиме. От официальных комментариев прессе сторона обвинения пока отказывается. Не спешат юристы и с прогнозами относительно времени оглашения приговора. Ожидание вердикта может затянуться на несколько месяцев. Недавно арест подсудимых был продлен до 12 января 2013 года.
Ход процесса по делу "Пусси Райот" интересовал и британских журналистов, которые в Лондоне взяли у Дмитрия Медведева интервью. Его публикует сегодня ведущая газета страны "Таймс". Премьер призвал спокойно относиться к разбирательству и призвал дождаться приговора участницам так называемого панк-молебна.
"Конечно, позиции разные. В некоторых странах за подобные действия ответственность была бы существенно более строгой, не говоря уже, что в определённых политических условиях такая деятельность могла бы весьма печально закончиться для тех, кто её осуществлял бы, находясь в пределах того или иного храма – не важно, кстати сказать, какой конфессии. Давайте дождёмся приговора суда, после этого можно будет говорить о том, было совершено преступление или не было совершено, - ответил Дмитрий Медведев. - Дело резонансное, потому что оно действительно касается понимания нами прав и свобод личности. Но здесь, как мне представляется, всегда будет разница в восприятии того, что позволено и не позволено с моральной точки зрения и где нравственные проступки перетекают в разряд уголовно наказуемых действий. А есть ли они здесь или нет – вот это и предстоит определить суду. Хотя, конечно, сейчас то, что часть этих девушек находится в тюрьме, уже довольно серьёзное испытание для них и для их семей, это, конечно, я понимаю".