В Москве перекрыли международный канал поставки растения с наркотиком
Крупный нелегальный канал поставок опийного мака из Европы в Россию удалось перекрыть московским оперативникам. Установлено, что только за последний год по нему в нашу страну было переправлено в общей сложности две тысячи тонн сырья для производства наркотиков. Ввозился запрещенный продукт под видом вполне безобидного пищевого мака, который широко используется в кулинарии.
185 тонн мака, хорошо упакованного в мешки с этикетками фирмы-производителя из Испании. Все документы на складе в Пушкино имеются и вроде бы никакого криминала. Мак пищевой, масличный. И если вскрыть упаковки - те, что поближе к выходу - экспертиза покажет: действительно, пищевой. Но таких меньше половины. В глубине помещения, аккуратно обложенное легальной продукцией то, ради чего с февраля оперативники московского Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков отслеживали цепочку, по которой в Россию попадает мак иной — опиосодержащий.
Раскрыта не сеть притонов и не только система распространения по российским регионам ацетиленового опия. Обнаружен канал, по которому два года из Европы в Москву шел тяжелый наркотик. Одновременные обыски на складе и в пяти столичных офисах в один момент дали тонны доказательств существования его оптовых поставок в Россию.
"За минувший год они ввезли 2 тысячи тонн мака. В этом количестве содержится 10 миллионов разовых доз ацетиленового опия. То есть они обеспечивали годовое содержание 100 тысяч наркоманов", — говорит директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.
И не было, оказывается, проблемой для наркомана среди бела дня в столице приобрести дозу, пусть не героина, зато в обычном овощном киоске. Где ж еще место для мака, если не рядом с помидорами? Скрытая камера месяц следила за торговлей на Ломоносовском проспекте. Страждущие приобретали в этой точке опиумный мак, под этикеткой кулинарного. Затем на кухню. Не очень сложный процесс занимал минуты.
Проблему страна придумала себе в 1985 году, когда борясь с виноградниками решили, что и пищевой мак следует выкорчевать. Но кулинария без макового масла не может и России требуется 20 тысяч тонн этого ингредиента ежегодно. И руку помощи протянули из Европы, где мак культивируют для пищевой промышленности и фармакологии. Некий отставной офицер, когда-то получивший, кроме российского, еще и австралийское гражданство, сумел договориться с производителями. У пищевиков покупал несколько десятков тонн, для прикрытия, а в разы больше - у фармакологов.
"2 тысячи тонн такого мака с наркотиками стоит на оптовом рынке приблизительно 200 миллионов рублей. Прибыль же от реализации составляет 4 миллиарда рублей, это прибыль от реализации именно наркотиков, то есть дело очень прибыльное", — отмечает директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.
Партии опия со складов Москвы и области расползаются по стране. Многое удается перехватить. Но, очевидно, что при таком объеме европейских поставок у наркодельцов есть шанс отыскать лазейку. Один из вариантов, что предлагают в Госнаркоконтроле, спустя четверть века вернуться выращиванию пищевого мака на своей территории. Не будет импорта – нечем станет прикрывать миллионы доз наркотика, идущего в Россию.