По подозрению в хищении 1,5 миллиардов рублей в Москве задержан экс-руководитель одного из ГУПов
В столице задержан бывший высокопоставленный чиновник, по вине которого, как считает следствие, остались без жилья тысячи москвичей. Обманутых дольщиков обманули дважды. Сначала недобросовестные строители, затем - аферисты из госструктур. В результате люди оказались в тяжелейшей ситуации. Деньги, которые они заплатили, растрачены. Квартиры так и не построены. Речь идёт о масштабном мошенничестве на огромную сумму - порядка полутора миллиардов рублей.
Небольшую однушку Денис Миронов вынужден делить с приятелем. Свое жилье продал в 2006-м, чтобы вложить 4,5 млн в стройку в Южном Тушино. С тех пор и до сегодняшнего дня Денис бьется за свои квадратные метры. Вместе с еще двумя тысячами таких же обманутых дольщиков. За шесть лет они даже создали собственный сайт, на котором обмениваются новостями, больше похожими на боевые сводки, горько шутят несостоявшиеся жильцы.
Задержанный чиновник, которого подозревают в хищении полутора миллиардов рублей - Андрей Барканов, бывший руководитель управления по реконструкции и развитию уникальных объектов. Именно через него шли деньги, выделенные московским правительством на решение проблемы обманутых дольщиков Южного Тушина.
История эта началась еще в 2005 году. По условиям инвестиционного контракта, старые пятиэтажки предполагалось снести и возвести на их месте новый благоустроенный микрорайон. Застройщик - организация "Энергостройкомплект-М" - своих обязательств не выполнила. Когда стало ясно, что дома достроены не будут, дольщики, объединившись, принялись ходить по инстанциям. За четыре года борьбы было все: пикеты, голодовки.
В 2010 году мэрия Москвы пошла навстречу. Обманутым дольщикам сообщили: их дома будут достроены за бюджетные деньги. Тогда это звучало как полная победа. Расходование средств было поручено ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов".
Всего на решение проблемы дольщиков бюджет Москвы выделил более трех млрд рублей. Почти половина этой суммы сразу же была переведена в банк для погашения собственных долгов ГУП. Еще сотни миллионов отправились по подложным документам на счета фирм-подрядчиков. Фактически, эти деньги тоже были украдены: работы, которые оплачивал бюджет, либо уже были выполнены, либо их никто даже и не собирался выполнять. Сколько денег реально пошло на достройку объектов - пока не может сказать даже следствие.
Похитителям удалось невозможное: украсть еще раз то, что уже было украдено. В отношении самого Барканова, который сейчас находится под стражей, возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве.
"Проводятся оперативные мероприятия по документированию всех эпизодов деятельности задержанного, а также проводится проверка ряда должностных лиц из департамента городского строительства г. Москвы по установлению возможной причастности их к хищению в особо крупном размере", - сообщил начальник пресс-службы ГУ МВД РФ по Центральному федеральному округу Роман Михайлов.
Люди, которые сейчас въезжают в два корпуса - единственные из доведенных до конца в рамках инвестиционного проекта, по сравнению с остальными могут назвать себя счастливчиками. По крайней мере, они получили квартиры именно там, где хотели, хотя и спустя годы, а многие еще и через суд. Таких семей насчитывается около 200 (это одна десятая часть всех обманутых дольщиков).
Судьба остальных складывается куда менее удачно. Квартиры они, скорее всего, получат, деньги на это выделены опять - уже в третий раз. Но где будут эти квартиры, и когда люди смогут въехать в них, пока неясно.
"Мы остались на голом месте. Нам было предложено в качестве компенсации квартиры по другим адресам Москвы. И в настоящий момент этот вопрос решается на уровне департамента правительства Москвы", - сказал Денис Миронов.
Обманутым дольщикам предложили на выбор два района, сейчас идут процедуры согласования. В Южном Тушине строиться ничего не будет, во всяком случае пока. Инвестиционный контракт расторгнут. Видимо, эти корпуса останутся единственным напоминанием о масштабных планах реконструкции микрорайона.