На Камчатке арестованы десятки браконьерских судов
Пограничники задержали у берегов Камчатки судно, в трюмах которого оказалось около 40 тонн незаконно добытого краба. Браконьерский траулер сначала пытался скрыться от преследования, однако сторожевой корабль догнал его и сопроводил в порт. Там в ожидании судебного решения уже стоят подобные суда, которые также выходили в море под так называемыми "удобными флагами".
Живых крабов по одному пограничники выпускают в море. На счетчике цифра - 5 тысяч 620 особей, это около 6 тонн. Еще 30 тонн обнаружены в трюмах браконьерской шхуны. Судно "Монблан" под флагом Белиза задержано с незаконно добытой партией камчатского деликатеса - самой крупной в этом году.
"Пограничные корабли вызывают судно на связь, судно на вызов не ответило, приняли решение сблизиться с судном, судно начало удаляться", - рассказывает командир пограничного сторожевого корабля "Магаданец" СВПУ БО ФСБ РФ Алексей Тимохин.
Только после привлечение авиации ФСБ и нескольких часов погони судно удалось задержать. Никаких документов, разрешающих промысел краба, экипаж предоставить не смог. Браконьерскую шхуну отконвоировали в порт Петропавловска-Камчатского. На рейде в Авачинской бухте стоят еще несколько таких судов под флагами стран далеких и теплых.
Большинство браконьерских судов ходят под флагом Камбоджи, порт приписки - Пномпень. Также часто встречаются шхуны с пропиской в Центральной Америке - Панаме, Белизе или Гондурасе. А вот корабли под флагами Монголии в Охотском море - экзотика. Как известно, эта страна не имеет выхода к морю.
У пограничников даже есть свой термин - "удобные флаги". Ведь получить регистрацию судна в экзотическом порту можно за весьма небольшие деньги - порядка 3-4 тысяч долларов. Этот бизнес на широкую ногу поставлен в столице Камбоджи Пномпене и южнокорейском Пусане - там флаги на любой вкус, а необходимые документы оформят быстро и без всякой проверки. Экипаж судовладельцы набирают уже в России, а в случае задержания такой шхуны хозяева просто исчезают.
"Социальных гарантий в отношении экипажа никто предоставить не может, судовладельцы используют практику уклонения от участия в данных процессах и делах, как правило, отдавая процессы регулирования отношений агентирующим компаниям, либо просто пускают все на самотек", - пояснил начальник отдела СВПУ БО ФСБ РФ Юрий Камышанский.
Арестованные суда стоят в порту Петропавловска до окончания судебных разбирательств. Порой по несколько месяцев. Найти фирму-судовладельца практически невозможно. Ежегодно от деятельности таких браконьеров Россия несет экономический ущерб в миллиарды долларов. Продукцию сбывают на рынки Юго-Восточной Азии. Процент от сделки получает экипаж. За большие деньги они готовы работать даже с риском для жизни.
По словам руководителя группы общественных связей СВПУ БО ФСБ РФ Андрея Орлова, "некоторые браконьеры используют сложные метеоусловия для того, чтобы уйти от преследования, от ответственности и переправить краба за рубеж".
В январе 2011 года потерпела крушение рыболовецкая шхуна "Партнёр" под флагом Камбоджи. В Росрыболовстве отрыто заявили: судно браконьерское, что значительно затруднило его поиски. На корабле не было оборудования, позволяющего быстро найти объект в случае чрезвычайной ситуации. При шторме капитан успел лишь передать сигнал SOS. Шхуну искали несколько дней, но тщетно. Судно разбилось при шторме, команда погибла.
Экипажи задержанных судов серьезной ответственности за незаконный промысел, как правило, не несут. Получают либо условные сроки, либо платят штрафы. А через некоторое время вновь выходят на промысел под новым "удобным флагом".