Редкие виды птиц, занесенные в Красную книгу, стали объектом охоты в Хабаровске
Впрочем, с охотой в привычном ее понимании происходящее имеет мало общего.
Олег Казаков подобрал в пригороде Хабаровска сокола-канюка. Он пока не приспособлен к жизни в дикой природе: птица слаба и не может захватить пищу лапами, сокола кто-то подстрелил и оставил погибать на снегу.
По словам О.Казакова, соколу попали в голову, и "была контузия". "Правый глаз вообще не открывался у него, нога не двигалась, ориентации в пространстве не было, - говорит О.Казаков. - Плохой был, в общем, и взлететь не мог".
Теперь Сварог - так называли птицу - живет у Олега уже больше месяца, выздоравливает. Весной, когда сокол окончательно окрепнет, его выпустят на волю. Недавно фермер нашел вторую птицу - с перебитым крылом. Ей сделали операцию, но не спасли.
Роликов, когда молодые люди стреляют в птиц, в Интернете можно найти очень много. Называют они себя "кроукиллеры" или "кроухантеры", что означает охотники на ворон, своё занятие считают делом полезным - так они якобы избавляют городские окраины от назойливых пернатых. Но сейчас, говорят орнитологи, все больше случаев, когда стреляют в редких, "краснокнижных" птиц.
По словам научного сотрудника Института водных и экологических проблем Владимира Пронкевича, эти люди стреляют в птиц "просто ради спортивного интереса, чтобы убить, посмотреть и выбросить". Впрочем, их никак и нельзя использовать – разве что чучел делать, добавил он.
Поймать таких стрелков по живым мишеням порой бывает сложнее, чем организованных браконьеров. Это, как правило, обычные горожане, которые выезжают за город ненадолго. В случае задержания стрельба по птицам просто так может обернуться серьезными разбирательствами.
Как рассказал директор КГУ "Служба по охране животного мира и ООПТ Хабаровского края" Юрий Колпак, "это в первую очередь административная ответственность, наложение штрафа от 1,5 до 2,5 тысяч рублей с конфискацией орудий добывания и добытых животных".
А вот если инспекторам удастся доказать, что природе причинен серьезный ущерб, то штрафы могут исчисляться десятками тысяч рублей, а стрелки будут нести уголовную ответственность.
Подстреленных птиц десятками приносят и в Хабаровский зоосад. Здесь есть и соколы, и совы, и ястребы. У большинства животных серьезные ранения - нет крыла или глаза. В дикой природе они не выживут.
Птиц-инвалидов здесь определили в отдельное помещение, кормят и лечат их - пернатых регулярно осматривают орнитологи. А некоторых покалеченных птиц, которые уже идут на поправку или не имеют серьезных ран, выставляют на всеобщее обозрение.
Живущий здесь красавец-орлан совершенно слеп. Хотя никто из посетителей об этом даже и не догадывается. Ориентируется птица по звуку, это можно заметить по тому, как она поворачивает голову. Слышит когда приносят еду, и начинает на ощупь искать место, куда положили пищу.
Пока выхаживанием таких птиц занимается только зоосад и местные энтузиасты. Хотя орнитологи сейчас говорят о необходимости создания специального реабилитационного центра для птиц на Дальнем Востоке. Пернатых, подстреленных "ради интереса" с каждым годом становится все больше.