В Башкирии власти для сохранения возможностей личного обогащения готовы идти на любые меры
Перейти на другую ступень развития и отказаться от сырьевой модели экономики невозможно без борьбы с коррупцией, которая является одной из самых больных тем в современной России. Для сохранения возможностей личного обогащения, в борьбе за неприкосновенность своей власти чиновники, иногда даже высокого ранга используют все новые средства.
В Башкирии - засуха. По данным официальной статистики, республика несет колоссальные убытки. Местные чиновники просят 6,5 миллиардов рублей, чтобы спасти крестьян от разорения.
Хасан Идиятуллин - один из самых известных башкирских фермеров. Он уверен: засуха - это только повод для местных чиновников выпросить бюджетные деньги. Идиятуллин как никто другой знает, что сельское хозяйство в республике существует в основном в отчетах башкирского управления статистики.
Хасан Идиятуллин, фермер: "Урожайность завышена в 3,5-4 раза, а площадь пахотных земель - в 1,5-2 раза".
Манипуляции с цифрами - это искусство местные чиновники успешно освоили за последние 20 лет. Юмагузинское водохранилище - один из ярких примеров. Бюджетных денег на его строительство, как это часто бывает, почему-то не хватило. С башкирских бизнесменов на этот заведомо убыточный проект собрали около 8 миллиардов рублей.
Депутат Фахретдинов пишет запросы уже несколько лет. Он лично добился возбуждения нескольких уголовных дел по фактам масштабных хищении из бюджета в Башкирии.
Иршат Фахретдинов, депутат Государственного Думы: "При разбирательстве выяснилось, что эти 150 миллионов рублей руководитель фирмы Сухарев получил за помощь, оказанную в хищении одного миллиарда рублей из федерального бюджета".
Сколько всего денег было украдено во время строительства, простому человеку представить трудно. Но и этого башкирским чиновникам оказалось мало. История с водохранилищем обещает стать только одним звеном в целой цепи подобных расследований. Счет коррупционных уголовных дел в республике уже идет на сотни.
В пригороде Уфы должны построить 20000 небольших современных аккуратных домика. На бумаге эта программа называется очень красиво - развитие малоэтажного строительства в республике Башкортостан. По идее, эти дома за символические деньги должны получать малоимущие граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. На деле все оказывается совсем по-другому.
Сейчас МВД Республики Башкортостан проводит проверку унитарного предприятия "Управление малоэтажным строительством". Следователи выяснили, что более 70 получателей субсидий имеют собственное и совсем не аварийное жилье.
За 600 тысяч дом купить можно, но только если удастся договориться с республиканскими чиновниками. "Договориться" обычно стоит примерно столько же. Ринат Гатауллин знает, что говорит, он раньше работал в местном Министерстве социальной защиты населения.
Ринат Гатауллин, бывший заместитель министра труда и социальной защиты населения республики Башкортостан: "Они представляются по спискам, которые утверждаются чиновниками, но по тем данным, что я имею, не тем, кто нуждается, а землякам нашего президента".
Правозащитники уверены, очередное уголовное дело не за горами. Башкирские власти как будто задались целью создать в республике полигон для отработки разнообразных экономических схем по хищению денег из бюджета.
Равиль Бигнов когда-то сам занимался нефтяным бизнесом. Но теперь непримиримый оппозиционер рисует схему того, как семья Рахимовых приватизировала, а затем перепродала почти весь башкирский ТЭК.
Равиль Бигнов, председатель координационного совета объединенной башкирской оппозиции: "Самый главный вопрос - а где же деньги? Мы подозреваем, что эти деньги до сих пор находятся в этих инвестиционных фондах, более того, Урал Рахимов уже по версии журнала "Форбс" 37-й или 42-й в списке богатейших людей".
Рамиль Бигнов ошибся только с порядковым номером. Бизнесмен и депутат Госсобрания Башкирии Урал Рахимов в рейтинге богатейших людей России в этом году расположился на 54-м месте. Его личное состояние журнал оценил в миллиард 200 миллионов долларов.
Изместьева обвиняют в нескольких заказных убийствах. Известно, что у него и Урала Рахимова был совместный бизнес. И как только на судебном процессе всплыло имя Рахимова-младшего, сын башкирского президента неожиданно уехал за границу. Уже около года он живет в Австрии, и, кажется, возвращаться в Россию не собирается. Перед отъездом Урал Рахимов успел продать свою долю в башкирских нефтяных компаниях за 2,5 миллиарда долларов.
Без преувеличения, вся Башкирия ждет, что будет дальше. Муртазе Рахимову скоро 77, и в следующем году истекают его полномочия президента. Очевидно, что Рахимов снова пытается если не сам остаться у руля, то передать власть близкому человеку, который в обиду не даст. Оно и неудивительно - работа башкирского руководства не раз и не два попадала в поле зрения правоохранительных органов.
Урал Хасанов, бывший начальник Управления внутренней политики Администрации Президента Республики Башкортостан: "Муртаза Губайдулович не справляется с управлением республикой. Его окружают жулики, коррупционеры, откровенно криминальные личности, которым все равно, что происходит в республике, которые живут принципом лишь бы что-то урвать в мутной воде. Им нужна такая нестабильность в республике".
Артур Идельбаев - один из основателей Союза башкирской молодежи - приехал с визитом к Шамилю Басаеву. Идельбаев привез террористу флаг и национальный музыкальный инструмент - курай.
Видеозапись была сделана в конце 90-х. Союз башкирской молодежи существует давно - почти столько же, сколько во главе Башкирии находится Муртаза Рахимов. Как ни странно, почетный гость Шамиля Басаева Артур Идельбаев до сих пор работает в башкирском правительстве, в управлении по делам печати. В его официальной биографии на сайте ни слова ни про Басаева, ни про Союз башкирской молодежи. Но методы работы Идельбаева-чиновника остались прежними.
Дамир Хузиев, журналист "Независимой уральской газеты": "Это фотографии следственного эксперимента, как нас избивал Идельбаев, примерно так все и было".
С независимыми журналистами в Башкирии никогда не церемонились. Но чтобы чиновник избивал корреспондентов и отбирал фотокамеры - такого в республике еще не было. Но уголовное дело и связь с террористами для президента Рахимова - не повод увольнять верного соратника. Похоже, для того чтобы сохранить власть, окружение Рахимова готово пойти на любые меры, даже если они противоречат закону.