Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
1 июля 2015, 21:11

Александра Черепнина вернулась в Москву и рассказала о произошедшем с ней на Украине

Вопрос: Александра, была ли к вам применена сила?

Александра Черепнина: Всё случилось утром, я вышла из подъезда съёмной квартиры в Киеве, чтобы прийти в офис. Ко мне подскочили двое молодых людей, один справа, другой слева, представились сотрудниками СБУ. Они быстро показали удостоверения, я не успела прочитать ни имён, ни фамилий, ни того, что они сотрудники СБУ. Я достала телефон, попыталась позвонить в редакцию, они схватили меня за руки и сказали: лучше отдайте телефон по-хорошему, потому что силы неравны. Я поняла, что бежать мне некуда: рядом двое молодых людей, в машине сидят ещё двое. Они сказали, что мы вместе пройдём ко мне домой, чтобы я собрала все свои вещи. Пока я паковала чемоданы, они не отходили от меня ни на шаг, отказались выйти даже для того, чтобы я переоделась, всё время меня поторапливали. Мы сели в машину, я на заднее сиденье, двое молодых людей по бокам, ещё двое впереди, и мы поехали в СБУ.

Вопрос: Правильно ли я поняла, что эти люди на вашу просьбу представиться ответили отказом?

Александра Черепнина: Удостоверение показали двое молодых людей, но очень быстро - разглядеть я там ничего не смогла. Они были в штатском. Мне не сказали, куда меня везут. Когда меня привезли уже в само здание, меня даже не провели внутрь через кордон охраны. Там была комната у входа без табличек. Внутри – только стол и стул. Туда зашёл другой человек, который начал допрос. Я попросила представиться, он просто сказал, что он начальник тех, кто меня задержал.

Вопрос: Суть вашей работы такова, что вы перемещаетесь по городу, собираете информацию. Не казалось ли вам в последнее время, что за вами следили?

Александра Черепнина: Пару дней назад, когда я возвращалась домой вечером, у моего подъезда стоял молодой человек в штатском и разговаривал по телефону. Когда я зашла в подъезд, я осознала, что мне знакомо его лицо, я вспомнила, что это тот сотрудник пограничного контроля, который ставил мне штамп в паспорте, когда я въезжала в Киев. Видимо, они начали выслеживать меня заранее.

Вопрос: Каковы были условия депортации? Как вас сажали на самолёт?

Александра Черепнина: Привезли меня в комнату без опознавательных знаков. Допрос длился около часа. Потом мне зачитали на камеру, что меня депортируют, так как я веду антиукраинскую пропаганду, мне сказали, что три года я не смогу съехать в страну. После этого меня проводили в аэропорт те же четыре молодых человека, в аэропорту они не отходили от меня ни на шаг, не отдавали мне телефон и паспорт. Оставили они меня только когда заканчивалась посадка на самолёт.

Ситуацию прокомментировал уполномоченный МИД России по правам человека. Константин Долгов заявил: требуется незамедлительная реакция представителя ОБСЕ по свободе СМИ, Российская сторона также ждет реакции ЕС и Америки.

Читайте также: