Александра Черепнина вернулась в Москву и рассказала о произошедшем с ней на Украине
Вопрос: Александра, была ли к вам применена сила?
Александра Черепнина: Всё случилось утром, я вышла из подъезда съёмной квартиры в Киеве, чтобы прийти в офис. Ко мне подскочили двое молодых людей, один справа, другой слева, представились сотрудниками СБУ. Они быстро показали удостоверения, я не успела прочитать ни имён, ни фамилий, ни того, что они сотрудники СБУ. Я достала телефон, попыталась позвонить в редакцию, они схватили меня за руки и сказали: лучше отдайте телефон по-хорошему, потому что силы неравны. Я поняла, что бежать мне некуда: рядом двое молодых людей, в машине сидят ещё двое. Они сказали, что мы вместе пройдём ко мне домой, чтобы я собрала все свои вещи. Пока я паковала чемоданы, они не отходили от меня ни на шаг, отказались выйти даже для того, чтобы я переоделась, всё время меня поторапливали. Мы сели в машину, я на заднее сиденье, двое молодых людей по бокам, ещё двое впереди, и мы поехали в СБУ.
Вопрос: Правильно ли я поняла, что эти люди на вашу просьбу представиться ответили отказом?
Александра Черепнина: Удостоверение показали двое молодых людей, но очень быстро - разглядеть я там ничего не смогла. Они были в штатском. Мне не сказали, куда меня везут. Когда меня привезли уже в само здание, меня даже не провели внутрь через кордон охраны. Там была комната у входа без табличек. Внутри – только стол и стул. Туда зашёл другой человек, который начал допрос. Я попросила представиться, он просто сказал, что он начальник тех, кто меня задержал.
Вопрос: Суть вашей работы такова, что вы перемещаетесь по городу, собираете информацию. Не казалось ли вам в последнее время, что за вами следили?
Александра Черепнина: Пару дней назад, когда я возвращалась домой вечером, у моего подъезда стоял молодой человек в штатском и разговаривал по телефону. Когда я зашла в подъезд, я осознала, что мне знакомо его лицо, я вспомнила, что это тот сотрудник пограничного контроля, который ставил мне штамп в паспорте, когда я въезжала в Киев. Видимо, они начали выслеживать меня заранее.
Вопрос: Каковы были условия депортации? Как вас сажали на самолёт?
Александра Черепнина: Привезли меня в комнату без опознавательных знаков. Допрос длился около часа. Потом мне зачитали на камеру, что меня депортируют, так как я веду антиукраинскую пропаганду, мне сказали, что три года я не смогу съехать в страну. После этого меня проводили в аэропорт те же четыре молодых человека, в аэропорту они не отходили от меня ни на шаг, не отдавали мне телефон и паспорт. Оставили они меня только когда заканчивалась посадка на самолёт.
Ситуацию прокомментировал уполномоченный МИД России по правам человека. Константин Долгов заявил: требуется незамедлительная реакция представителя ОБСЕ по свободе СМИ, Российская сторона также ждет реакции ЕС и Америки.