Оператор Первого канала Анатолий Клян погиб под Донецком во время обстрела
Анатолия Кляна убили рядом с воинской частью под Донецком. Две пули. Стреляли по автобусу, в котором он ехал вместе с солдатскими матерями, пытающимися спасти своих детей от войны. Он ехал снимать репортаж в попытке достучаться до всего мира: на Украине происходит страшное, остановитесь и остановите. Стреляли прицельно. Он жил еще несколько минут. И последнее слово было "камера".
Он не мог иначе – кинооператор той самой золотой ВГИКовской плеяды, пришедшей на телевидение и больше жизни ценившей свою профессию. И жизнью наученной - прикрывать телом камеру, ведь в ней самое для оператора дорогое - отснятый материал, или картинка - доказательства того, что происходит на самом деле. Кадры как неопровержимые свидетельства войн, горя, несправедливости - всего, о чем мир должен знать.
Он делал это всю жизнь всюду много лет. Ему было 68. Он мог отказаться - столько войн позади, что уже все свои кадры давно снял. Он шутил: "Вас, молодых, не пустят, а у меня козырь. Я по возрасту на Украину проеду и сниму так, как вы, молодые, не снимете". На Первом канале нет ни одного репортера, с которым он не успел бы поработать.
Любимый и надежный, всегда с прямой спиной, всегда с лукавой улыбкой. Это был его пароль: "Ну, что, съездим снимем?" И отзыв был: "Куда денемся, Толя, снимем". И сегодня кажется, что попали не в него. Попали в нас, тех, с кем он был рядом.
В конце репортажа корреспонденты всегда представляются и обязательно называют своего оператора. Сказать, что Анатолия Сергеевича Кляна, дядю Толю, знали на телевидении многие - не сказать ничего. 40 лет в "Новостях" и 40 лет за кадром. До 30 июня.
Он снимал то, что происходило вокруг до последнего. До того, как уже не мог держать камеру. Два пулевых ранения в живот: первая пуля прошла навылет, вторая застряла в легких. Шансов выжить у Толи Кляна не было.
68-летний оператор Первого канала, прошедший несколько войн - Югославию, Ирак, Сирию, умирал на руках коллег, не понимающих, зачем в них, безоружных, стреляли под Донецком.
Это была самая обычная съемка. Десятки раз журналисты выезжали к воротам украинских военных частей вместе с матерями призывников. Шли переговоры, и случалось, что молодых ребят, не желавших участвовать в гражданской войне, командиры отпускали. Сами по себе журналисты такие съемки не организовывали. Они лишь фиксировали, что происходит. Вот и на этот раз в автобус прессу пригласили ополченцы.
То, что переговоров не получится, стало ясно с самого начала. Украинские военные практически сразу стали стрелять в воздух. Тогда автобус от ворот части отъехал на полкилометра. Как казалось, это расстояние было безопасным. Остановились, даже вышли перекурить. И тут - осветительная ракета и огонь на поражение.
"Когда Толю перекладывали, из автобуса начали выносить, он обернулся и сказал: "Камера, камера!". В автобусе камера у него осталась. Это были его последние слова", - вспоминает корреспондент Первого канала Евгений Лямин.
По злой иронии судьбы, последний документальный фильм Анатолия Кляна назывался "Последняя командировка". О погибших на давней уже югославской гражданской войне журналистах. Виктор Ногин и Геннадий Куренной пропали без вести в 1991-м.
Тогда, на той, югославской гражданской войне 91-го, как и в день, когда под Донецком в 2014 году погиб Толя Клян, тоже действовало соглашение о прекращении огня.
На Балканы вместо Ногина и Куринного отправляется новая бригада. На войну в Югославию едут молодой корреспондент Владимир Соловьев и опытный оператор Анатолий Клян. Несколько лет они потом работали с Соловьевым в Югославии вместе.
"Когда я уехал, Анатолий остался еще там и работал под теми самыми НАТОвскими бомбардировками. Косовские события. И тогда, конечно, во многом, люди видели ситуацию его глазами. Именно им были сняты те самые кадры, когда после путча Горбачев вернулся в Москву. И он сходит по трапу самолета. Очень много таких знаковых кадров снимал дядя Толя", - вспоминает Владимир Соловьев.
Президенты и наши общие праздники, чрезвычайные происшествия и то, чем гордится вся страна, теракты и войны.
Даже профессионалы-телевизионщики удивятся, узнав, что эти кадры, облетевшие весь мир, снимал именно Анатолий Клян. Сотни командировок, да и корреспондентов, с которыми ему довелось работать - не меньше. Кто-то совсем недавно пришел на телевидение, кто-то за эти годы уже стал большим начальником, но все они пришли попрощаться с Толей Кляном.
"Анатолий был по-настоящему учителем для поколений российских телевизионных журналистов. И я не исключение… Это был май 1992 года, мы с Анатолием проехали всю восточную Словению, где уже прошла война и где, наверное, все мы впервые увидели, что это такое по-настоящему. Он был один из самых опытных людей - представителей своей профессии. Он всем нам давал уроки, что можно и что нельзя", - вспоминает генеральный директор ВГТРК, с 1983 по 1990, корреспондент, зам. главного редактора программы "Время" Олег Добродеев.
"Просто Толя был действительно очень хорошим человеком и оператором замечательным. И одним из самых опытных. И именно в силу этого он был своего рода ангелом-хранителем для съемочной группы. То, что его нет сейчас, это и боль и беда огромная, но это еще и риск, который для наших ребят там существенно вырос, потому что он просто не сможет многие вещи объяснить и предугадать и предвосхитить", - отмечает директор Дирекции информационных программ ОАО "Первый канал" Кирилл Клейменов.
Оператор Вячеслав Архипов был одним из самых близких друзей Кляна. Он называл его своим учителем. Какое-то время, в начале 2000-х, даже камера у них была одна на двоих.
Он не был военным оператором. Он снимал новости. Демонстрация в столице Соединенных Штатов и репортаж из российской глубинки о селе долгожителей. Саммит в Малайзии и ввод американских войск в Ирак. Строительство храма в Антарктиде и общение с двумя северокорейскими вождями - Ким Ир Сеном и его наследником Ким Чен Иром. Служба безопасности последнего, кстати, попыталась было проинструктировать Кляна, как правильно снимать вождя.
"Мы должны были ехать снимать Ким Чен Ира. И перед этим КГБшник проводит с нами политинформацию, говорит: "Вы понимаете, товарищи, что вы сейчас увидите величайшего на планете человека! Великого вождя". А дядя Толя, бросает сигаретку и говорит: "Я Ким Ир Сена снимал и рядом с ним стоял". Они практически упали перед ним: "Самого! Самого Ким Ир Сена!" Он встречался с Брежневым тогда еще. И молодой Толя это снимал и рассказал им, как Брежнев, которому запрещали тогда курить, стрелял у Ким Ир Сена сигареты. И после этого они его так зауважали. И нам разрешали снимать то, что другим не разрешали", - рассказывает Владимир Соловьев.
За день до своей последней командировки Толя Клян неожиданно пришел к своему приятелю Максиму Боброву и подарил ему альбом с фотографиями из одной совместной поездки, которая была много-много лет назад. Получилось так, как будто попрощался.
Попрощаться с ним пришли и те, кто хорошо его знал, и те, кто был не знаком с ним лично, но видел мир его глазами, через объектив его камеры.
"Мы с Толей были лично знакомы. Абсолютная тактичность, вежливость, чувство глубочайшего достоинства, высочайший профессионализм и действительно редкие человеческие качества. Он очень много сделал для страны. Президентом подписан указ о награждении Анатолия орденом Мужества. Страна его будет помнить, мы его будем помнить всегда, нам будет его очень не хватать", - отметил первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Алексей Громов.
Его кадры видело не одно поколение зрителей. Но мало кто об этом знал. Просто фамилия в конце сюжета - Анатолий Клян.