Съемочная группа Первого канала побывала на борту самолета «Сухой Суперджет-100»
В России оценить возможности пассажирского самолёта "Сухой Суперджет-100" впервые смогли люди, которые пока только слышали об этом лайнере. Все достоинства машины подобного класса им показали прямо во время полёта.
"Сухой Суперджет" больше не проект, а рейсовый борт. Первые пассажиры - подготовленные: летчики-испытатели, конструкторы, авиаторы. Свои ощущения, как и самолет, они представляли только в теории. Первенцу постсоветской гражданской авиации радуются как дети.
"Это первый ребенок, который получился удачным, - говорит маршал авиации Евгений Шапошников. - Во-вторых, можно разговаривать. Вот я сижу рядом с двигателем и все слышно, хотя со слухом у меня плохо - родная авиация забрала".
Шума - ни внутри, ни снаружи. Убрать грохот в небе, из-за которого самолеты Ту перестали впускать в Европу - с этого начинали. А дальше из очевидного даже для обычного пассажира: разбег - короткий и мягкий. Как говорят летчики, крутой угол набора высоты - самолет почти мгновенно взмывает ввысь. В кабине вместо штурвала - джойстик. Остальное - сплошь электроника.
"Экипаж сидит спокойно, размеренно работает, автоматика все помогает, так бы и летал лет до 90-то на таком самолете", - говорит заслуженный летчик-испытатель Павел Власов.
"Темная и тихая кабина" - это не описание, а термин. Означает - если все приборы исправны, то за штурвалом, то есть за джойстиком - тишина и покой. О любом отклонении от нормы самолет сигналит пилотам и светом и голосом. Такая многоуровневая система исключает "человеческий фактор".
Александр Яблонцев первым поднимал "Суперджет" в воздух. Шеф-пилот благодарен электронике не только за подстраховку, но и элементарно - за удобство. Пилоту удобно управлять, инженерам обслуживать, стюардессе - заваривать кофе. В конечном счете, всем хочется, чтобы полет был приятным.
"Сухой Суперджет" просторнее. К примеру, теперь вместо 6 мест 5. Три с одной стороны, два - с другой. Поэтому проход стал шире. Тележка легко катится. Ее можно обойти. Комфортно теперь не только отдыхать, но и работать. Сами сиденье стали шире. Но главное - увеличилось расстояния между ними. Теперь коленки не упираются в соседа.
В хвосте самолета техники больше, чем в кабине пилота. Над "Суперджетом" продолжают работать. С выпуском базовой модели опоздали на два с половиной года. Норма для такого проекта, считают на мировом рынке авиации.
"Пока его собирали, все испытания, я уже два года в этом самолете живу. Конечно, для меня он родной", - рассказывает ведущий инженер по летным испытания SuperJet-100 Денис Рахимов. - Несмотря на противодействие, несмотря на всю критику, которая сыпалась со всех сторон, мы самолет сделали, довели до сертификата. Представляешь, создали первый самолет российский, первый постсоветского пространства пассажирский самолет".