На Эльбрусе остаются тела троих альпинистов из группы, попавшей в погодную ловушку
Спасатели сегодня не смогли забрать тела трех из пяти альпинистов, погибших на Эльбрусе на высоте свыше пяти километров. Новая попытка — завтра. 19 человек накануне попросили о помощи из-за внезапного ухудшения погоды. 14 удалось спасти.
Чем опасен Эльбрус? Как и любая другая вершина — высотой. Человек поднимается в гору, атмосферное давление падает, а с ним и содержание кислорода в крови. Сравним: в Останкино 162 метра над уровнем моря, давление 750 миллиметров ртутного столба. Содержание кислорода или, как привыкли за ковидное время, сатурация — около 100%.
А вот Эльбрус: 5 тысяч 642 метра над уровнем моря. 389 миллиметров давление — почти половина от привычного. И 51% кислород. Люди уже истощены. И тут налетает, как ее называют, «черная метель». Снег, ветер, мороз 20 градусов, давление падает еще.
Эти фото сделаны минувшей ночью спасателями. На обмороженных лицах последствия выживания в снежном шторме в горах. В поисково-спасательной операции участвовали 69 сотрудников МЧС с техникой и добровольцы из числа горных гидов.
«Сначала нам навстречу вышли три гида, а потом еще минут через 10 мы нашли основную группу клиентов; там было 12 человек. Восемь из них могли самостоятельно передвигаться. Четверо не могли. У одного была сломана нога. Через несколько минут одна из тех четверых, которые не могли двигаться, умерла у меня на руках», — рассказал гид Сергей Баранов.
Кого под руки, а кого и волоком на веревках, спасатели и гиды вытащили из снежного плена всех живых примерно к двум часам ночи.
«Уходим обратно на седло, на седле еще два человека лежат. Пока были живые. Вперед там ушел отряд гидов, может быть, успеют. Но, скорее всего, нет», — сообщил один из спасателей.
На момент завершения операции из пропавшей группы в 19 человек пятеро были мертвы. Ровно за сутки до этого полностью экипированные и здоровые 15 туристов в сопровождении четырех гидов выдвинулись к вершине Эльбруса. Между двумя и тремя часами ночи со среды на четверг так называемый ратрак доставил всех на высоту около пяти тысяч метров. С этой отметки началось пешее восхождение. Первый этап — до так называемой седловины Эльбруса — высоты 5 тысяч 350 метров.
«До седловины погода была, в принципе, хорошая. Потом начался ветер. Но ветер достаточно ходимый, в пределах 40-50 километров в час. После седловины резкое ухудшение погоды. Мелкодисперсный снег, от которого слепнешь, то есть маска покрывается льдом, слепнешь», — рассказал гид Антон Никифоров.
То есть погода стала портиться уже в самом начале пути. По словам одного выживших, гиды предложили туристам самим решить, продолжать восхождение или возвращаться.
«Где-то на седловине Антон нас спросил: «Вы идете дальше?» Мы сказали: «Да, идем, нормальное настроение, идем дальше», — рассказал Дмитрий Долгов.
От так называемой седловины до плато на вершине Эльбруса предстояло пройти еще около 300 метров в высоту. И вот тут начинаются странности. Группа достигла плато только около 10 утра. В это время группы туристов уже, как правило, спускаются с Эльбруса. В том числе и вчера.
«В этот день минимум две группы с горы с вершины спустились; одни были в 7 утра уже на приюте, спустились после вершины; другие спустились в 9:30 к приюту после вершины, и у них было все в порядке, и был замечательный солнечный день восхождения», — рассказал гид Сергей Баранов.
Даже в самой компании, которая продала путевки потерпевшим бедствие туристам, пока не понимает, в чем причина отставания от графика.
«Наша группа была не единственная на склоне, но был нюанс, который мне самому до сих пор не ясен: наша группа пришла на седловину последней, то есть все уже оттуда уходили, а наши только пришли по какой-то причине, хотя на высоту 5100, на косую полку, ратрак их доставил примерно в 2 часа ночи, то есть они в графике были совершенно нормально. Почему они в 9:30 — 10 оказались у вершины, когда в это время надо как бы уходить, вот это вопрос», — рассказал организатор тура Денис Алимов.
Задержка при подъеме оказалась фатальной. В районе вершины Эльбруса погода резко ухудшилась.
«Ветер был такой силы, что поднимаешь ногу и оказываешься в другой стороне, в другом месте; очень сильный был ветер и поднялся снег. К тому же одной из девчонок стало очень плохо, мы сделали пять кадров нелепых и побежали вниз. Схватив эту девчонку, вниз побежали», — рассказал Дмитрий Долгов.
Один из гидов начал спускать девушку, но не успел вывести ее из метели — резкое падение атмосферного давления, минус 20 и порывы ветра до 70 метров в секунду — туристка погибла во время спуска.
В это время основная группа, невзирая на непогоду, решила форсировать 500-метровое плато, чтобы достигнуть наивысшей точки в 5 тысяч 642 метра. Буря становилась только сильнее, и потому обратный путь занял больше времени, чем планировалось. Так называемые перила — вспомогательные тросы — занесло снегом. Один из туристов при падении сломал ногу. Остальные просто замерзали.
«Люди начали терять силы на перилах; у одной из участниц, по моим догадкам, начался отек; я не медик, я не могу сказать точно. Она уже так начала терять адекватность, потом мы ее тащили на веревках, потому что она уже не могла идти; практически у меня на глазах ушла из жизни», — рассказал гид Антон Никифоров.
Компания «Эльбрус Гайд», которая организовала это восхождение, утверждает, что первый из гидов отправился вниз, где телефон ловит связь, только в 15 часов, то есть спустя пять часов после резкого ухудшения погоды и спустя четыре часа после гибели первой туристки. Но тут еще одна странность — спасатели получили сигнал бедствия много позже, только в 17 часов 10 минут. Все это удивительно для опытных гидов с Эльбруса.
«Вопрос, который нас интересует, сообщество гидов, очень много времени спускаться с вершины до зоны сотовой связи, хотя бедствие произошло гораздо ниже, чем на вершине; может быть, 30-40 минут максимум; и куда были потрачены эти долгие часы, достаточно ценные, как потом оказалось, мне непонятно», — отметил гид Сергей Баранов.
Все это теперь вопросы и для Следственного комитета. Выжившие доставлены в больницу города Нальчик, двое в реанимации. А на горе все еще остаются тела троих погибших. Погода все еще не позволяет их эвакуировать.