75 лет исполнилось народному артисту, актеру и режиссеру Николаю Бурляеву
Актерская судьба, которой можно восхищаться. Ни одной проходной роли, ни одного фильма, который бы не вошел в российскую и мировую фильмотеку. Юбилей отмечает Николай Бурляев.
Более 60 ролей, фильмы — история: «Андрей Рублев», «Иваново детство», «Военно-полевой роман». Режиссеры выбирали его за глубину, проникновение в самую суть характера. И, может быть, потому Николай Бурляев бывал подолгу и без ролей. Не подходили к нему с проходными предложениями.
Храм XIX века в Сокольноково. Здесь Николай Бурляев прихожанин и хранитель истории. Именно сюда он пригласил накануне дня рождения.
«Это быстротекущая временная жизнь, вот надо успеть подготовить себя к жизни вечной, потому что здесь ты краткий миг 70-80 лет, а там ты вечность», — говорит Николай Бурляев.
Если мерить вечностью фильмы Бурляева, то они лишь вспышки. Но какие яркие.
Его карьера в кино началась сразу с двух Венецианских львов: главного золотого за фильм Тарковского «Иваново детство» и Бронзового за «Мальчика и Голубя» — студенческий дебют Кончаловского.15-летнего Колю берут на работу в театр Моссовета.
В ворохе предложений юный Бурляев несколько лет ждет главного — от Тарковского. И вот оно: роль Фомы в «Андрее Рублеве».
«Я аж весь завибрировал, Андрей вспомнил обо мне, мне принесли сценарий, и я ищу, где этот Фома, и пролетаю, нету Фомы, вообще какая-то тень — тень бледная, нет текста, ничего, мне там нечего делать и дальше новелла — «Колокол», — рассказывает артист.
Но роль Бориски — паренька, который взялся отлить для храма колокол, хотя и не умел, — Тарковский уже нашел актера. Но Бурляев добился проб.
«Самый близкий для меня образ из всех сыгранных, это Саша Нетужилин из Военно-полевого романа. Поэтому я плакал, читая сценарий, потому что я себя видел, у меня все резонировало. Это мое», — рассказывает Николай Бурляев.
Петр Тодоровский потом не раз припоминал Бурляеву их первое знакомство — в коридоре киностудии.
«А тут я просто обнял, обнял, как брата поцеловал, говорю: «Все, оканчивайте пробы, эту роль я никому не отдам», — рассказывает он.
И снова успех: Берлинский фестиваль, номинация на Оскар. И снова — актерская тишина после. Своих главных ролей Бурляеву не раз приходилось ждать десятилетиями.
«Из 60 лет 25 лет работы и 35 лет простоя. Что мне помогало сохранять себя, то, что я не ставил на актерство всю свою жизнь, я хотел быть писателем, режиссером, и я им стал», — говорит актер.
В режиссуре Бурляев тоже никогда не разменивается. Его герои вопреки обществу не отказываются от своей правды. Ему и самому пришлось пройти серьезную проверку после премьеры фильма «Лермонтов»: шум подняли на партийный уровень.
«Мои же коллеги устроили травлю, мои, как я думал, друзья, с которыми я работал, и вдруг они потребовали распятия полного. И когда я показал этот фильм маме Никиты Михалкова, Наталье Петровне Кончаловской, она гладила мне руки и говорила: «Вот, какой ты стал, Коленька. Да ведь они тебе завидуют», — рассказывает он.
Вот уже 30 лет главный проект Бурляева, созданный им фестиваль славянского и православного кино «Золотой витязь». Уверен, если люди редко обращаются к иконам в храмах, с ними стоит говорить через те, что есть в каждом доме.
Кино когда-то привело Бурляева к вере: именно на съемках Андрея Рублева Тарковский повесил на него первый крестик — игровой. Сегодня режиссер не проходит мимо иконы Сергия Радонежского — просит благословения на съемки фильма о святом. Сценарий написан много лет назад. Подобрана натура, декорации. Но Николай Петрович верит: все случится в точности в свое время, как всегда в его жизни.
«Творчество не терпит суеты, требует сосредоточения. Много в этом мире слов, и ни одного нет без значения. Вот это и есть та тайна, самая главная, тайна творчества», — говорит он.
К юбилею народного артиста Первый канал в ночь на среду покажет документальный фильм «Николай Бурляев. На качелях судьбы». Начало в 0:30.