Скончался знаменитый французский модельер Пьер Карден
Из Франции сегодня пришло печальное известие. Ушла эпоха — не стало Пьера Кардена. Знаменитому модельеру было 98 лет, за которые его фамилия стала именем нарицательным. Авангардист и новатор, он придумал почти 500 модных ноу-хау и первым в мире представил на подиуме коллекцию мужской одежды. Карден создавал костюмы для «Битлз» и Майи Плисецкой, которой искренне восхищался, как и Россией. С нашей страной маэстро связывала дружба длиной в полвека.
В Советском Союзе это имя было символом французского шика и высокой моды, даже когда Пьер Карден, первым в модной индустрии, продал права на свою марку и одежду под этим лейблом уже шили сотни фабрик по всему миру.
Он первым создал коллекцию прет-а-порте, придумал унисекс и цветные колготки, ввел синтетику и показы для мужчин. А о себе впервые заставил говорить в 1946-м, когда придумал костюмы для фильма Жана Кокто «Красавица и чудовище». Всего через четыре года после премьеры картины он открыл свой собственный Дом моды.
«Мои идеи всегда принимали в штыки. После того первого показа прет-а-порте, который я устроил прямо в магазине, а не на подиуме, меня исключили из Синдиката высокой моды. Но время доказало — я был прав. Потом меня вернули в Синдикат уже председателем», — рассказывал Пьер Карден.
Он был первым, кто привез свою коллекцию в нашу страну и даже умудрился заключить контракт с Министерством легкой промышленности на производство одежды под своей маркой. Его за это прозвали «красный кутюрье».
«Я не выгоду искал на самом деле, я мог бы делать деньги в любом другом месте. В России, знаете ли, непросто было даже в бытовом плане, не говоря уж... Приходилось есть один йогурт. Потому что это единственное, что я мог там есть. Это же было 50 лет назад», — рассказывал модельер.
Йогуртом господин Карден называл кефир.
«Нужна была смелость, чтобы остаться. Мне интересно было, и не деньги меня привлекали в России. По лицензиям ведь не платили. Это был страстный интерес к русскому народу, его культуре, музыке, литературе, театру», — говорил модельер.
Он на свои деньги привез в Париж ленкомовские спектакли «Юнона и Авось», а потом организовал его международное турне. Это обошлось ему в миллионы долларов. Майя Плисецкая танцевала в его костюмах «Чайку», «Даму с собачкой» и «Анну Каренину».
«Он сумел сделать так, что возможно стало и прыгать, и вертеться», — рассказывала Майя Плисецкая.
В 1991-м его показ на Красной площади смотрели 200 тысяч человек. Этот день он считал одним из самых главных в своей жизни.
«Полюбуйтесь! Когда на все это смотришь, чувствуешь огромную силу. Россией можно и нужно любоваться, и только за красоту уже уважать. Поверьте, устроить показ здесь было невероятно сложно, но я очень этого хотел», — признавался Пьер Карден.
Он одевал Раису Горбачеву, Жанну Моро (с ней кутюрье связывали особые отношения), Жерара Депардье и даже «Битлз». А себя мечтал увидеть... в скафандре. Полет Гагарина оставил в нем неизгладимый след. Он даже побывал на родине первого космонавта. Но космос, который он воспевал в каждой своей коллекции, наверное, единственное, что осталось для него недоступным.
«Если бы все можно было бы начать сначала, я бы все сделал бы то же самое. Ни о чем не сожалею. Много работы, но и много успеха. Я счастливый человек, а такое, согласитесь, не часто услышишь», — говорил Пьер Карден.