100 лет исполнилось со дня рождения великого режиссера и актера Сергея Бондарчука
Военную тему по-особому чувствовал Сергей Бондарчук. В своих картинах он донес до нас самое важное. Наш народ не победить никому. Для нас родная земля священна. Как и люди, которые за нее отдают жизнь. Каждая его работа — это вершина в киноискусстве.
В марте 1969 года организаторы Оскара® завалили «Мосфильм» телеграммами: Настоятельно просим организовать приезд выдающегося режиссера на церемонию! Но важнее съемок для Бондарчука не было ничего. И очевидную для всех статуэтку получала Наташа Ростова, актриса Людмила Савельева.
«Он в это время был на площадке и ничего, кроме кино, его не волновало! Он снимал «Ватерлоо», у него в кадре Род Стайгер, у него в кадре Орсон Уэллс, у него в кадре Кристофер Пламмер, он одержимо живет этой жизнью. Вот в этом Бондарчук!» — рассказывает режиссер, актер, сын С. Бондарчука Федор Бондарчук.
После этой сцены сам Михаил Шолохов в темноте вышел из зала, чтобы никто не увидел его слезы. «Судьба человека» — первая режиссерская работа Сергея Бондарчука, где сам он сыграл и главную роль, потрясала зрителей до глубины души. И так вышло, что реабилитировала тысячи ни в чем неповинных людей, побывавших в плену у немцев. Обладавший силой гипнотического убеждения, Бондарчук заставил в сцене прощания сотни женщин вернуться в 1941 год.
«Сергей Федорович говорит: «Милые женщины! Вспомните ваши годы! Многие из вас провожали, кто-то и не дождался». И он мне еще добавил, говорит: «Вот как ты Григория проклинала! — вспоминает народная артистка России Зинаида Кириенко. — Как поразрыдались женщины! Вспомнилось все! Вспомнилось!»
Увидев эти кадры Бородинского сражения, режиссер голливудской версии «Войны и мира» Кинг Видор был подавлен. Камера то металась по полю боя, то взмывала в небо, а то, как птица, парила над батареей Раевского. Такой размах впервые в мировом кино. Бондарчук был одержим съемками: рисовал каждый кадр, не доверял никому даже эти объявления для членов группы, оттачивал с актерами каждую фразу.
«Когда я прогоняю Пьера Безухова с батареи, потому как штатскому человеку не положено было быть на военном объекте, и он вдруг предложил мне, вот что такое грандиозный режиссер: «Можешь сыграть девушку, которая испугалась при появлении, допустим, в будуаре какого-нибудь гусара! А она в неглиже». Как?!» — говорит народный артист России Сергей Никоненко.
Эту сцену из фильма «Война и Мир» Бондарчук заставил Вячеслава Тихонова сыграть 29 раз, пока не добился своего.
«Сергею Федоровичу не нравилось, как Слава это делает! Как он противостоит Багратиону! Это должен был быть аристократ! Ну, не был он аристократом», — отмечает заслуженный деятель искусств России, оператор-постановщик фильма «Война и мир» Анатолий Петрицкий.
Круглосуточное перенапряжение и постоянный брак новой советской цветной пленки довели Бондарчука до клинический смерти. В середине съемок «Войны и Мира» его сердце остановилось на четыре минуты.
«Когда он пришел в себя, первое что он сказал: «Теперь я знаю, что Андрей Болконский уходит не во тьму, а в свет!» То есть, он и там — работал!» — отмечает заслуженная артистка России, дочь С. Бондарчука Наталья Бондарчук.
И мало кто знает, что во время шестилетних съемок «Войны и мира» Сергей Бондарчук только силами своей группы восстановил семь древних церквей.
«Он говорит: «Вот тут я хочу снимать! Вот церковь замечательная! Но в каком она состоянии. Приведите в порядок! И я буду здесь снимать!» Приводили в порядок, он приходил: «Как хорошо! Но только вот там, та церковь, еще лучше!» — вспоминает Наталья Бондарчук.
Фильм «Они сражались за Родину» появился не только из-за личной ненависти Бондарчука к войне, а еще и от отчаяния. От невозможности снимать навязываемое кино по мемуарам тогдашнего министра обороны Гречко, который первым же и увидел картину.
«Пили коньяк после просмотра, рыдая. И он говорит: «Надо наградить их всех! — Артистов? — Нет! Героев! Ну, вот, Знамя полка они сохранили. Еще надо наградить! — Где, в кадре? — Да!» — рассказывает Федор Бондарчук.
«Тихий Дон», о котором Сергей Бондарчук мечтал всю жизнь и успел снять, зрители Первого канала увидели только через 12 лет после его смерти. Великого режиссера подкосило, что весь его материал вдруг оказался в залоге у итальянского банка.
В каждом его фильме человек обязательно словно на мгновение задумывается о вечном и соединяется с природой. Словно понимая, что смерти нет, а есть лишь бесконечность жизни, любви и свободы.
«Он говорит: «Ты знаешь, а я вот больше всего в жизни люблю степь! В этом есть какая-то удивительная мощь, энергия, необыкновенная внутренняя притягательность!» В этом есть какая-то связь с его детством, с его вообще мироощущением!» — рассказывает генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
«Задача искусства — объединять людей в добре! А если мы будем их объединять в зле, то будет война», — говорил сам режиссер.
«Он был уверен, что если хотя бы на секунду он способен изменить человеческую душу к лучшему через кино, вот ради этого он и жил!» — добавляет Федор Бондарчук.