100 лет исполняется со дня рождения маршала авиации Ивана Кожедуба
Главный ас Советского Союза, самый результативный летчик-истребитель Великой Отечественной Ивана Кожедуба. На его счету — десятки сбитых вражеских самолетов и сотни боевых вылетов.
“Что-то он какой-то немного медлительный”, — так инструктор советской летной школы незадолго до Великой Отечественной говорил о курсанте, который станет самым результативным летчиком-истребителем среди войск союзников Второй мировой. Иван Кожедуб. До 1943 года его не пускали на фронт, ведь он оказался талантливым инструктором и был нужен в тылу. За это время Кожедуб набрался опыта пилотирования, мог управлять с закрытыми глазами, а советские инженеры создали ЛА-5, первый самолет, который не уступал фашистским.
«Мастерство летчика от самолета не зависит. Но если машина позволяет больше думать о боевой работе, а не о том, как занять какое-то положение в бою, под солнце выйти, то, конечно, это намного проще», — отмечает научный сотрудник Музея Победы Андрей Горбунов.
62 сбитых вражеских самолета, 120 воздушных боев, 330 боевых вылетов. И ведь каждый мог оказаться последним.
В первом же бою Кожедуб продемонстрировал характер, в одиночку атаковав шесть “Мессершмитов”. Его самолет буквально изрешетили, более полусотни пробоин. Но он все-таки смог дотянуть до своего аэродрома. На подлете, кстати, его случайно обстреляли еще и наши зенитчики. И даже попали. Но на протяжении всей войны ни разу никому ни с земли, ни в воздухе не удалось сбить Кожедуба. Он всегда приземлялся сам, как бы сильно не был поврежден самолет.
После этого до конца войны Кожедуб не расставался с блокнотом, в котором постоянно записывал то, о чем думал. А думал об одном: как эффективнее воевать. Анализировал ошибки, разрабатывал схемы атаки.
«Сбить самолет — не рукой махнуть. От желания до умения дистанция очень большого размера. Здесь у меня записан и противник. Потому что, чтобы побеждать врага, нужно знать его сильные и слабые стороны», — говорил Иван Кожедуб.
Свою фирменную формула боя сам Кожедуб, когда-то обвиненный в “медлительности”, начинал описывать со слов “ошеломляющая стремительность”. Он не давал врагу опомниться.
«Он любил атаковать не очень близко, потому что стрелял довольно метко. Это где-то 200-250 метров. Считал, что это оптимально, ближе подходить к врагу не надо, чтобы не попасть под обломки. Истребитель старался атаковать сзади сверху или сзади снизу», — рассказывает историк авиации, эксперт РВИО Дмитрий Хазанов.
В истории СССР было только три трижды Героя Советского Союза: Буденный, Покрышкин и Кожедуб. Но сам Иван Никитович говорил, что у него есть еще и четвертая звезда — жена Вероника.
«Жена маршалла Покрышкина Мария даже спрашивала у бабушки: “Неужели Ваня не только на публике так к тебе относится, что у него для тебя 300 разных прозвищ: женуля, женусенька, женусечка, Вероничечка? Дедушка очень любил жизнь и любил людей», — рассказывает внучка Ивана Кожедуба Анна Кожедуб.
Страсть Ивана Кожедуба к небу Анне не передалась. А вот к музыке — да. Нравятся одни и те же песни. После Великой Отечественной Иван Кожедуб воевал еще в Корее, потом была академия Генштаба, командование воздушной армией, военным округом, звание маршал.
А тот “блокнотик”, в котором он разбирал ошибки и чертил схемы, вошел в учебники для летчиков-истребителей.