49 человек стали жертвами бойни в двух мечетях города Крайстчерч
Сегодня в обычно спокойную Новую Зеландию со всего мира летят слова поддержки и соболезнования. Чудовищный теракт произошел в городе Крайстчерч. В результате нападения на две мечети погибли 49 человек, больше 40 получили ранения. Преступник расстреливал всех, кто попадался на пути. В основном это верующие, которые пришли на пятничную молитву.
Подозреваемого и его возможных сообщников задержали быстро, тем более что они особо и не скрывались. Более того, выяснилось, что о нападении террорист предупредил заранее, просто никто не обратил внимание.
Это тот случай, когда картину преступления можно восстановить посекундно — убийца сам снял весь этот кошмар на видео. Спокойно сел в машину, закрепил камеру, включил бодрую музыку, указал в навигаторе пункт назначения — мечеть Аль-Нур. Ехал аккуратно, уступая пешеходам на переходах. Припарковался, достал винтовку, повесил камеру на лоб — и, как в компьютерной игре, пошел убивать.
«На нем был шлем, очки и военная форма. Он ворвался с винтовкой в руках. Я крикнул: "Эй, что ты делаешь?" После этого он вошел внутрь и раздались выстрелы. Я убежал. Он убивал одного за одним», — рассказывает очевидец.
«Мне удалось выбежать из мечети. Это было что-то невообразимое. В молельной комнате лежали более 20 человек. Кто-то был ранен, кто-то не шевелился», — вспоминает мужчина.
Уезжая с места преступления, преступник продолжал стрелять прямо через стекла автомобиля. Погибших около 50, столько же в больницах.
Эти кадры сняты в расстрелянной мечети через несколько минут после нападения. На лицах людей ужас, смятение и непонимание. Практически одновременно было совершено нападение на находившуюся неподалеку мечеть Линвуд. Там, по словам очевидцев, преступникам смогли дать отпор.
Полиция задержала четверых. Кроме того, в припаркованных у мечетей машинах нашли самодельные бомбы.
Происходящее шокировало Крайстчерч. Название города переводится как «церковь Христа» — преступники зло насмехались над веротерпимостью новозеландцев.
«Мы гордая нация, насчитывающая более двухсот этнических групп, 160 языков! Но нас объединяют общие ценности, и мы решительно осуждаем идеологию тех, кто совершил это ужасное преступление», — заявила премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн.
Среди 160 языков Новой Зеландии есть и русский. Первый канал связался с выходцами из России, ныне живущими в Крайстчерче.
«Были очень приглушенные выстрелы, и понятно было, что не петарды взрываются, а что-то более серьезное. На улице людей не было, как будто произошел ядерный взрыв. Люди исчезли, только машины стояли. Люди в такой панике находились, что практически даже не разговаривали друг с другом», — рассказала Вита Тесман.
Ясмин Али планировала на этот день помолвку. Теперь ей предстоит хоронить друзей.
«Наши гости, люди, которых мы знали 19 лет, дружили семьями, они погибли. Люди, которые были на моей помолвке, мертвы. И знаете, что самое ужасное? Я знаю, что многие не осуждают поступок этого убийцы. Многие считают, что так и надо. Мне страшно за будущее», — говорит девушка.
Неонацизм — проблема, с которой столкнулась теперь и тихая Новая Зеландия. Убийца — 28-летний Брентон Таррант, уроженец Австралии, 28 лет, ультраправый. Его вещи буквально испещрены языческой символикой, датами исторических сражений христиан с мусульманами, а также именами полководцев, в этих битвах участвовавших. Все для работы на публику: от саундтрека до надписи на винтовке «Добро пожаловать в ад».
«Я бы не называл его стрелком, я бы называл его преступником, убийцей. Судя по тому, как он действовал, он не профессионал. Любой профессиональный стрелок будет стрелять прицеливаясь. То, как он обращался с карабином, устранял задержки, не показывает в нем профессионального стрелка. Для того чтобы убить безоружного, не надо быть ни военным, ни спортсменом. Надо быть озлобленным существом, потерявшим веру в человеческие идеалы», — сказал президент федерации практической стрельбы России Михаил Гущин.
Перед тем как отправиться расстреливать мечети, Таррант оставил так называемый манифест. Там он цитирует неонацистов и призывает убить президента Турции Эрдогана и канцлера Германии Меркель. Очевидно, за миграционный кризис в Европе. Отреагировали оба политика. Эрдоган обвинил Запад в попустительстве исламофобии.
«Мир долго наблюдал и даже поощрял исламофобию. И вот теперь мы видим уже не травлю, а резню. Не сомневаюсь, что подобные настроения завладевают умами на Западе. Если мы не предпримем никаких мер, подобные трагические события повторятся», — сказал он.
А Меркель заговорила об атаке на идеалы демократии.
«Как и многие другие, я с ужасом услышала о жуткой террористической атаке в городе Крайстчерч. Хочу принести глубокие соболезнования народу Новой Зеландии. Мы с вами разделяем демократические ценности и осуждаем этот теракт», — сказала она.
37-страничный манифест убийцы — моральный, точнее аморальный базис неонацизма — заставил мир вспомнить о Брейвике. Норвежце, который восемь лет назад расстрелял молодежный лагерь на острове Утойя. Погибли 77 человек, более 150 получили ранения. Брейвик тоже писал манифесты, сыпал неонацистскими лозунгами и утверждал, что борется против засилья мигрантов. Вины своей он так и не признал.