Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
25 февраля 2019, 12:15

Сегодня исполнилось бы 60 лет культовому кинорежиссеру Алексею Балабанову

Алексей Балабанов — не просто культовый режиссер — мыслитель, мечтатель и проводник между эпохами. Невероятный талант — остро чувствовать время — подарил ему буквально кинобессмертие. Балабанова смотрят, цитируют, пытаются найти секрет его киномагии, которая на съемочной площадке окутывала все вокруг.

В конце 80-х молодежь штурмовала кинотеатры ради 13-го выпуск киножурнала «Советский Урал». Вместо скучного доклада об успехах народного хозяйства в нем были элементы видеоклипа. Участники групп «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Настя», «Урфин Джус» были первыми артистами Алексея Балабанова. Он начинал в Свердловской документальной студии, об игровом кино не помышлял. И в Москву поехал учиться на сценариста документальных фильмов. Но в жизни Балабанова не было случайных событий и встреч.

«Мгновенно в те несколько минут или получаса, стало понятно, что мы на одной волне», — вспоминает кинорежиссер, сценарист, продюсер, друг Алексея Балабанова Сергей Сельянов.

Соседи по общежитию, они остались друзьями на всю жизнь. Сергей Сельянов добился встречи с самим Алексеем Германом, чтобы тот спродюсировал первый художественный фильм Балабанова.

«Счастливые дни» по рассказам Cэмюэла Беккета принесли признание. Режиссера причислили к категории эстетствующих интеллектуалов. И вдруг на экраны выходит «Брат» — боевик, гангстер-драма, ставшая культовой для целого поколения.

«Такое случается не то что в жизни не каждого режиссера, но не каждой национально кинематографии. Вся история, которая рассказана в «Брате», это история страны. Здесь нет героя, как образца для подражания. Ничего положительного в Даниле Багрове нет. Точно так же, как нет положительных героев в жизни!» — отмечает кинокритик, друг Алексея Балабанова Любовь Аркус.

В этом фильме Балабанов в полной мере проявился как опытный документалист. Зрители даже не заметили разницы между экранными героями и персонажами из жизни. Критики до сих пор отмечают: нет ни одной приметы Петербурга 90-х, которая не попала бы в кадр. Так, например, Сергей Бодров заметил сломанные перила, потрогал их — крошечный эпизод, мимолетная импровизация. Непрописанные в сценарии, как будто случайно подсмотренные сцены делали балабановские фильмы живыми. Мало кто знает, но «Брат» снимался, чтобы заработать для другого грандиозного проекта.

«Леша Балабанов дал мне сразу два сценария — сценарий «Трофима» и "Про уродов и людей", — рассказывает народный артист РФ Сергей Маковецкий.

Ну а потом его грандиозная фильма «Про уродов и людей». Критики вновь восхваляют Балабанова: лучший фильм, лучший режиссер года. А он снимает продолжение «Брата» и мечтает экранизировать роман Набокова «Камера обскура».

В 2002 году в Кармадонском ущелье сошедший ледник убил съемочную группу Сергея Бодрова. Спустя всего несколько дней во время съемок в автокатастрофе погибла выдающаяся якутская актриса Туйара Свинобоева. Картина «Река», обещавшая стать художественным событием, так и осталась незаконченной.

Три года режиссер не мог работать. Вернулся с лирической мелодрамой «Мне не больно». Фильм, совершенно непохожий на все предыдущие балабановские. Потом были «Груз-200», «Морфий», «Кочегар», в которых снова жесткий, прямой и беспощадный сюжет. И, наконец, странный, немногословный, метафизический «Я тоже хочу». Он сам сыграл в нем роль умирающего кинорежиссера.

Через полгода Балабанова не стало. Он так и умер с портфелем рукописей за рабочим столом. Колокольня, в которой герои его последнего фильма искали счастья, рухнула на 40-й день со дня его смерти. Друзья запомнили его тактичным, бескорыстным и очень талантливым мечтателем.

«В фильме «Брат» есть одна сцена, которая мне очень нравится. Данила Багров попадает в комнату соседей. Там большая комната, где Бутусов в бильярд играет, Настя с Чижом песню поют. Вот все в одном месте прямо, кого бы он хотел увидеть в такой некой рок-н-рольной идиллии, что он когда-нибудь откроет, а там вот так вот все сидят и прям вот разом его ждут!» — говорит музыкант, лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей