Верховный суд поставил точку в споре собственников жилья и владельцев микродолей
Несколько квадратных метров в квартире — это еще не повод для вселения. Верховный суд поставил точку в споре собственников жилья и владельцев так называемых микродолей. Конфликты на этой почве возникали регулярно. Рейдеры превращали в кошмар жизнь людей. Доходило до криминала. И вот, наконец, все разъяснения даны.
И в тесноте, и в обиде. Не так коварен квартирный вопрос, как его прямое следствие — долевая собственность. Рано или поздно практически все сталкиваются с необходимостью раздела квадратных метров. Развод супругов, получение наследства, ссора родственников — мало ли какие бывают житейские ситуации! И тогда надо быть готовым, что в вашей квартире появятся чужие люди.
Когда Марина вернулась домой, обнаружила в дверях новые замки. Пока она лежала в больнице, бывший муж, по его словам, подарил свою долю другим людям.
«На площадь 14 метров вселилось четыре человека. Вся моя мебель стояла в общем коридоре, мне определили место жительства на лестничной клетке, рядом с мусорным стояком», — рассказывает Марина Зиновьева.
А к москвичке Галине Ивановне Песиковой наведались квартирные рейдеры, купившие долю в ее однушке. Линия фронта пролегала прямо по потолку.
«На одной стороне будет жить сособственница моя, на другой — я должна. На потолке они фломастером нарисовали, нарисовали на полу», — рассказывает Галина Песикова.
Эта банда несколько лет терроризировала москвичей. Покупали несколько квадратных метров жилплощади, вселялись в квартиру и устраивали хозяевам настоящий ад. В декабре они были приговорены к длительным срокам заключения.
Верховный суд расставил точки над i. Владение квадратными метрами еще не повод для вселения. Если в собственности незначительная часть помещения и проживать на ней практически невозможно, то суд должен ответить истцу отказом.
«В собственности у человека может оказаться и 1/4 в праве собственности на автомобиль, это не значит, что он может рулить этим автомобилем. Точно так же, если в собственности оказалась 1/10 жилого помещения, это не означает однозначно, что он может там немножечко жить», — сказал судья Верховного суда Сергей Асташов.
И где же справедливость, спросит собственник. Он платит налоги, а имуществом, получается, не пользуется. На этот счет закон говорит, что владелец доли может потребовать от других жильцов, по сути, арендную плату. Ее размер определит суд.
«Это не означает, что данный сособственник лишается права собственности. Он остается собственником, но порядок права собственности определяется таким образом, что он получает денежную компенсацию за пользование его имуществом», — сказал судья Верховного суда Сергей Асташов.
Те, кто покупал или продавал доли в квартире, знают — часто в договоре указана не конкретная комната, а всего лишь абстрактные квадратные метры. И это еще один повод для жилищных споров.
Типичный пример. В собственности у Петра Тараскина — половина квартиры. Суд в Сочи вынес решение подселить к нему владельцев другой части, но не решил, где и как они будут размещаться.
«Не определено конкретное помещение, куда дальше прихожей люди пойдут, им нельзя пользоваться санузлом, кухней. Тем не менее формулировка: "Вселить, не препятствовать"», — рассказал Петр Тараскин.
Подобные решения только запутывают дело. Если судья поддерживает желание собственника вселиться в квартиру, он должен четко определить порядок ее использования. В особо случаях даже указать место под второй холодильник.