В Венеции проходит архитектурная биеннале
Своего рода чемпионат мира, только в области архитектуры, сейчас проходит в Венеции. Дизайнеры и художники из разных стран привезли в итальянский город свои достижения и лучшие разработки. На архитектурной биеннале представлен и российский павильон, и он посвящен путешествиям.
Удивительно, но именно в Венеции, в которой самые новые постройки едва ли моложе 200 лет, выставляют все самое интересное, что есть в современной архитектуре.
Мосты через каналы и мосты условные — через время. Прославленные зодчие города на Адриатике предпочитали классицизм и барокко, а у современных архитекторов в моде постмодернизм и хай-тек.
Павильон Великобритании намеренно оставили пустым, чтобы посетители заново взглянули на его архитектуру. А в Венецианский арсенал на барже из Лондона доставили многотонный фрагмент пятиэтажки — социального жилья, идущего под снос. Авторы идеи из Музея Виктории и Альберта считают, что у стиля брутализм — мрачных домов из бетона и стекла — есть будущее.
Швейцарцы предлагают гостям почувствовать себя лилипутами в стране великанов, а французы размышляют о возрождении заброшенных территорий и зданий, немцы — о стене, когда-то разделявшей Берлин.
В этом году впервые в биеннале участвует государство Ватикан. На острове Сан-Джорджо, рядом с монастырем XVI века, одним из самых красивых в Италии, архитекторы из разных стран по поручению Святого престола построили 10 часовен из экологических материалов. В основном из дерева, но есть и экстравагантные металлические конструкции, в которых трудно угадать объекты религиозного культа.
Была поставлена задача — идеально вписать новые храмы в парк древнего аббатства. Вот так видит католическую капеллу мировая звезда Норман Фостер. После закрытия выставки все эти храмы, построенные по заказу Ватикана, демонтируют и соберут заново в итальянских городках, пострадавших от недавних землетрясений.
Станция «Россия» в садах Джардини. Наш павильон более ста лет назад построен по проекту архитектора Щусева, автора Казанского вокзала в Москве. А сейчас железные дороги и станции — места встреч и прощаний — стали главной темой российской экспозиции. Прошлое, настоящее и будущее рядом. По соседству с Павловским вокзалом — конечной станции первой железной дороги Российской империи — современный вокзал в Сочи, построенный к Олимпиаде, и проект первой в России высокоскоростной магистрали, которая должна соединить Москву и Казань.
«Это станция Казань. Это основная линия железной дороги, рельсы, шпалы, светоотражающая оболочка и основное, самое живое — здание вокзала», — рассказывает президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.
Вокзалы — это такие же документы времени, как храмы или дворцы. Вот камера хранения, а рядом — стены, исписанные граффити. И это только начало диалога. Гости российского павильона думают о настоящем путешествии по дорогам нашей страны.
«Я хотела бы увидеть Москву и Санкт-Петербург, но не только. Еще и восточную часть страны — Владивосток. Уже знаю много о России, но пока только об истории искусства», — говорит студентка Лара Гаета.
На венецианских набережных — смешение стилей и эпох. Мраморный лев на старом палаццо, помнящий парусники Дожей и Казанову, соседствует с вымышленным животным из будущего. На радость туристам, которых всегда в избытке в дни биеннале.