День рождения отмечает художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев
Маэстро исполнилось 65. Всю свою жизнь великий дирижер посвятил музыке. Талант проявился еще в раннем детстве. После — был долгий путь к славе, и очень много труда. И в результате признание всего мира. Гергиев часто работал за границей, но всегда подчеркнуто трепетно относился к своей родине — России. И сегодня художественный руководитель Мариинского театра снова на сцене.
«Мне повезло возглавить Мариинский театр. Мир жаждал, как выяснилось потом, знакомства с неизвестными шедеврами», — говорит Валерий Гергиев.
Неизвестные шедевры — это Чайковский, Прокофьев, Шостакович. Некоторые сочинения известнейших композиторов не исполнялись никогда. До Гергиева. Казались технически сложными или непонятными. Оркестр Мариинского театра играет десятки авторов едва ли не наизусть, например, все симфонии Бетховена, Малера, Сибелиуса.
Сегодня маэстро достаточно десять минут постоять в незнакомом зале, чтобы объявить: акустика позволяет играть Штрауса. И музыканты играют. Виртуозно!
Они играли в лучших залах мира от Нью-Йорка до Токио. И с таким же энтузиазмом дают концерты в Омске и Кирове. Своим гражданским долгом считают выступление в разрушенном Цхинвале. В траурном Кемерове. И в только что освобожденной от террористов Пальмире.
Гергиеву, сыну фронтовика, прочили военную карьеру. Даже назвали в честь Валерия Чкалова. Потом карьеру футболиста — играл вполне профессионально. А вот в музыкальной школе решили, что у парня нет слуха: он смотрел в окно, там друзья гоняли футбол, и вместо заданного ритма выбил ладошками какие-то синкопы в такт ударам мяча. Когда будущему дирижеру исполнилось 13, неожиданно умер отец.
«Мой отец ушел из жизни в 49 лет, слишком рано, слишком молодым. Моя мама каким-то образом сохранила меня для музыкальной школы. Одна поднимала троих детей», — вспоминает музыкант.
В Ленинградскую консерваторию на дирижерский факультет он поступил в 19 лет. Обычно в эту профессию таких юных не берут, но через два года Гергиев стал лауреатом международного конкурса Герберта фон Караяна, обойдя 70 лучших дирижеров мира, исполнив 18 симфонических произведений!
Играть композиторов циклами, целиком все сочинения подряд, эта грандиозная идея родилась под влиянием выдающихся ленинградских педагогов.
«Это были профессора с большой репутацией, это были петербуржцы, интеллигенты, знатоки, интеллектуалы, но и еще аристократы души. Могли пройтись прогуляться со студентом после спектакля, поговорить о Шуберте, о Бахе», — рассказывает Валерий Гергиев.
В 1988 году Кировский, теперь Мариинский театр избрал Гергиева своим главным дирижером. В первый же сезон труппа поставила все оперы Мусоргского. Затем был фестиваль Чайковского, Римского-Корсакова. В 90-х на сцене появилось вагнеровское «Кольцо Нибелунга» — эпическое произведение из четырех опер даже в Германии, на родине Вагнера, не ставили больше 100 лет.
За право пригласить Гергиева сражаются оркестры Лондона и Берлина, Нью-Йорка и Токио. Ему первому доверяют свои оперы современные композиторы. Пласидо Доминго прилетает почти на каждую премьеру, а из отечественных звезд едва ли не половина считают учителем и другом.
Многие из нынешних оркестрантов еще и не родились, когда Гергиев возглавил коллектив. Средний возраст — 25 лет. Для этих молодых людей и такой темп жизни, и такие объемы репертуара уже норма.
В свой 65-й день рождения маэстро особых церемоний не устраивает. Друзья придут на московский концерт, а уже на следующий день снова за дирижерский пульт — утром в Смоленске, вечером в Брянске.
В честь дня рождения маэстро Первый канал покажет документальный фильм «Соломон Волков. Диалоги с Валерием Гергиевым». Премьера 2 мая, в 23:20.