Скандал в Свердловской области: детей в приемные семьи отдавали за взятки
Сироты на продажу — вопиющая история в Свердловской области. Скандал разразился после заявлений приемных родителей. Они уверяют: счастье ребенка и его новой семьи напрямую зависит от вклада в карман чиновников. Схема циничная, подлая, продуманная до мелочей. Теперь эту информацию проверяют следователи.
Светлый, здоровый, всего год от роду. Предлагают не котенка и не щенка. Ребенка.
Такие сообщения Ирина из Москвы получала несколько дней подряд. Спиной к камере она согласилась рассказать свою историю. Решили с мужем усыновить совсем маленького мальчика. Знакомые предложили конкретный дом ребенка в Екатеринбурге. И так называемого профессионального посредника по усыновлению.
Наше общение началось с того, что она стала присылать нам фото разных детей, иногда сопровождая их историями семей. Иногда присылала медицинскую информацию по детям. И потом уже, когда мы остановились на конкретном мальчике, она сказала, что должна поговорить с начальником опеки.
Будущим приемным родителям посредник, некий юрист, пообещала помочь в усыновлении быстро и без очереди. И как бы невзначай в разговоре появилась цена за эти услуги.
Она сказала, что она говорила с начальником опеки по поводу нашего ребенка. Сначала начальник опеки говорил, что есть очередь. Потом юрист стала настаивать, что все же дети уезжают раз в два месяца в Москву, как это происходит. Она сказала, что начальник опеки как бы в шутку назвала сумму в 80.
80 тысяч рублей. Столько стоит ребенок. Эту историю опубликовали екатеринбургские СМИ. По их данным, Дом ребенка вместе с опекой Орджоникидзевского района действовали по схеме: детей из открытой базы кандидатам старались не показывать.
Пользователи в соцсетях подтверждают странное поведение сотрудников Дома ребенка.
- От меня три кандидата ехали в Свердловск за разными детьми. И там тоже был юрист, которая отговаривала кандидатов.
Отговаривали и предлагали другую, скажем так, базу. В ней были здоровые малыши, о которых еще никто не знает. В открытой базе их нет. Потому что от них буквально вчера отказались.
- Сегодня также пришел мальчик, один год и один месяц, по состоянию здоровья оба хорошие.
Нет в открытой базе и детей, которых отправили в Дом ребенка на время. Мама и папа не лишены родительских прав, но сделали это в связи со сложной ситуацией в семье.
уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
Сегодня в реабилитационных центрах есть дети, которые не попали в базу как дети-сироты, и вроде как это и есть тот самый сегмент, мутная водичка, в которой можно что-то половить.
Детей на временном содержании, по данным следствия, тоже пытались продавать, и если за них решались заплатить будущие приемные родители, опека уговаривала неблагополучных биологических родителей написать отказ. Ирина утверждает: им предложили как раз такого малыша, но вместо денег она написала заявление в полицию.
В екатеринбургский Дом ребенка заходит прокурор. В ближайшее время сотрудников, в том числе органов опеки проверят на детекторе лжи. Пока же изучают документацию.
старший помощник прокурора Свердловской области по связям со СМИ и общественностью
В одной из младших групп ребенку всего лишь 1,5 месяца, естественно, здесь самые маленькие дети. По некоторым детям, действительно, их родители не лишены родительских прав, соответственно, такие дети не могли передаваться в приемные семьи. Будет проведена проверка, будем смотреть, какой был статус перед усыновлением у детей-сирот. Все аспекты будут проверяться.
Сейчас здесь примерно 200 детей. Возраст от 10 дней до четырех лет — самый востребованный. Еще обычно хотят здорового, на таких очередь из кандидатов. И это можно понять, но это нужно менять, говорит президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Отчасти эта схема порождена тем, что вся система работает под заказ родителей. Родители приходят и выбирают ребенка себе по каким-то параметрам, как, простите, вещь в магазине. Здесь мы должны идти совершенно от другого — от интересов и потребностей ребенка. Для этого мы должны много и откровенно говорить о том, какие дети живут в Домах ребенка нашей страны.
В Екатеринбурге возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». Подозреваемые — сотрудники опеки и Дома ребенка. Никто из них скандал не комментирует. Молчат и приемные родители, которые, возможно, решились заплатить за малышей. Вопросов много. Но самый главный: если факт продажи докажут, что будет с детьми, которых взрослые купили и теперь воспитывают в своих семьях?