Из-за проблем «ВИМ-Авиа» могут пострадать около 200 тысяч человек
200 тысяч билетов было распродано до конца года на рейсы компании. Десятки тысяч россиян уже застряли заграницей — в аэропортах Турции, Кипра, Греции, Италии. Проблемы и с регулярными рейсами — пассажиры вынуждены часами ждать вылета.
От бессилия кричат «Хотим домой», нервы на пределе. Люди вторую ночь проводят в аэропорту Антальи. Ни присесть, ни прилечь. У многих нет денег на оплату проживания. Чуть легче тем, кто путешествует с надувным матрасом.
В заложниках оказались и те, кто так и не попал на курорты. Сотни пассажиров из разных городов России летели с пересадкой в Москве и застряли на сутки в аэропорту «Домодедово». Ночевали прямо на полу или на тележках для багажа.
Светлана вместе с пятилетней дочерью летели из Чувашии отдыхать в Турцию, но перед самым вылетом, как и многие, увидели красную строку на табло.
Пока россияне пытаются вырваться из-за границы, из Россию не могут улететь иностранцы. Растерянному туристу Линь Суну вместо красот Петербурга запомнятся виды аэропорта Пулково.
«Сейчас за рубежом находится 38915 человек, в основном в Турецкой республике. 1550 человек должны быть возвращены в рамках чартерной программы внутри нашей страны. И 2200 китайских граждан, которые прилетели в Российскую Федерацию и также должны быть возвращены в КНР. В течение ближайших дней Росавиацией и Министерством транспорта будет определен порядок возврата наших туристов на родину. Возможно, для этих целей будут использоваться возможности авиакомпании «ВИМ-Авиа». Может быть, это будут другие авиакомпании. Сейчас этот вопрос решается», - сообщил руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
«Веерная задержка рейсов» «ВИМ-Авиа» достигла таких масштабов, что напоминает сводки с фронта. Рейс Анталия - Челябинск задержан на сутки, из Симферополя в Москву пассажиры не могут улететь уже больше двадцати часов, полеты в Сочи, Краснодар отменены.
У кажется уже бесконечно ждущих пассажиров в аэропорту Симферополя сдают нервы. Ни билетов, ни питания - ничего, что положено по закону в таких случаях, «ВИМ-Авиа» не предоставила. Особенно тяжело десятилетнему Искандеру. Мальчик-инвалид, которому нужен особый уход, сутки провел в зале ожидания.
Пассажиры в Благовещенске требуют, чтобы им хоть как-то объяснили, чего им ждать. Пассажиры вправе требовать гораздо большей компенсации по Монреальской конвенции, к которой недавно присоединилась Россия. За задержку международного рейса пассажир может отсудить у авиакомпании 390 тысяч рублей. Правила распространяются и на чартерные рейсы.
Впрочем, рассчитывать на хоть какое-то возмещение денег пассажирам пока не приходится.
«Возврат билетов приостановлен, но агентства собирают списки, составляется специальный реестр на возврат денежных средств. Также клиенты могут самостоятельно отправить заявку на возврат в саму авиакомпанию», — сообщила руководитель call-центра компании по продаже билетов Оксана Алехина.
«ВИМ-Авиа» занималась перевозками на самых популярные туристические направлениях: Греция, Кипр, Турция, Италия, Испания. Очевидно, для эвакуации понадобятся немалые деньги.
«Единственный вариант, который может быть, это предоставление каких-то государственных гарантий по другому перевозчику, либо финансовой структуре, как это уже было на нашем рынке в 2012 году, другой финансовой структуре, которая займется оплатой, повторной оплатой вывоза наших граждан с места отдыха из-за рубежа», — отметила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Пока из-за границы вернули домой пассажиров-заложников смогли лишь туроператоры. Компании пересаживают туристов на другие рейсы. В Домодедово приземлился один самолет из Анталии.
Компания «ВИМ-Авиа» практически остановила деятельность из-за долга перед заправщиками топлива и несколькими аэропортом, в том числе Домодедово, из-за чего организации отказались работать с авиакомпанией.
«Наша гражданская авиация зарабатывает летом, когда все путешествуют и отдыхают, летают в отпуска, а зимой несет убытки. И, соответственно, отрасль и авиакомпании влезают в долги. Так вот, чтобы с ними рассчитаться, конечно же, надо хорошо заработать летом. Скорее всего, «ВИМ-Авиа» не смогла получить достаточную прибыль от этих авиаперевозок, чтобы рассчитаться со своими кредиторами», - отметил генеральный директор ОАО "Авиакомпании "Белавиа" Анатолий Гусаров.
Принимать самолеты «ВИМ-Авиа» сегодня согласился аэропорт Внуково, отметив, что сделает это бесплатно. Остается открытым вопрос, что делать с регулярными рейсами в отдаленные точки нашей страны, куда летала только «ВИМ-Авиа». После переговоров удалось возобновить полеты в Благовещенск и Анадырь, но только на ближайшие два дня.
По причине массовых задержек рейсов в отношении авиакомпании возбуждено уголовное дело. Руководство «ВИМ-Авиа» заподозрили в хищении денег пассажиров. Следствие полагает, что перевозчик, зная, что денег на топливо нет, тем не менее, продолжал продавать билеты. А это — мошенничество в особо крупном размере, речь о нескольких миллионах рублей.