Двадцать лет назад 31 августа 1997 года погибла принцесса Диана
Королева людских сердец, народная принцесса, символ эпохи - 20 лет назад не стало леди Дианы. 31 августа 1997 года - черный день для миллионов британцев. Сводки новостей тогда будто стали траурным эхом: туннель под мостом Альма, автокатастрофа и вскоре гибель - Диана, ее возлюбленный, Доди Аль-Файед, и водитель, который не справился с управлением, якобы уходя от папарацци.
Сегодня в Белом саду Кенсингтонского дворца - цветы, свечи, записки с признаниями в любви той, что была бесконечно искренней, великодушной и сильной. Ее сложные отношения с королевской семьей вызывали сочувствие у миллионов, Диану обожали как родную, потому что понимали - она своя, близкая. Память принцессы накануне почтили и те, для кого она была просто мамой - принцы Уильям и Гарри.
Жизнь леди Ди стала легендой, как и ее трагическая смерть. Спустя десятилетия о расследовании появляются все новые данные, а многие люди до сих пор не верят, что авария была случайностью. В распоряжение корреспондента Первого канала попали уникальные записи, которые принцесса сделала незадолго до смерти. В них она прямо говорит, кто мог ей угрожать.
И легенда ожила. Спустя 20 лет после гибели принцесса Диана будто вновь заговорила. Тайны жизни и смерти леди Ди будто ждали этого часа. Вот, к примеру, запись старая, откровения новые. Диана знала, беседы с учителем по речи записываются. Двадцать кассет опубликованы без купюр.
Еще больше - на аудиозаписях. Личный биограф Дианы, Эндрю Мортон 20 лет хранил их в секрете. Здесь — вся подноготная королевского двора: измены, предательство, одиночество принцессы. На вопрос, когда публиковать, она ответила — ты сам почувствуешь нужный момент.
«Я была в депрессии. Однажды я даже пыталась перерезать вены на запястье. А за окном шел дождь, шел и шел, не переставая», - рассказывала принцесса Диана.
Свет пролился и на страницы секретного письма Дианы. Копия этой рукописи оказалась в распоряжении Первого канала. Эти строки леди Ди написала незадолго до своей смерти. Анонимный источник из спецслужб предупредил ее об опасности, и она записала дословно: «Следующая фраза станет самой опасной в моей жизни. … планирует подстроить ДПТ: будто в моем автомобиле отказали тормоза, а я получила серьезную травму головы».
Об этом письме было известно лишь советнику Дианы господину Мичкому. Подозрения Дианы он тоже зафиксировал письменно. Оба документа легли на дно пучины страстей королевского двора. Нашли и решили передать журналистам семья Аль-Файед, чей сын Доди, близкий друг Дианы, погиб вместе с ней в той аварии. Адвокат семьи Бернар Дартевель документ описывает в деталях.
«Эти документы — копия. Письмо советника Дианы было написано 31 октября 1995 года. В нем он говорит о подозрениях Дианы. Второй документ — не датирован. Написан ее рукой, почерк идентифицирован. В нем она объясняет – кто-то пытается подстроить ДТП, чтобы убить ее», - говорит адвокат.
По словам адвоката, на этом свое расследование семья Аль-Файед закончила. Возможно, из-за эксклюзивной копии первой страницы, в которой не заретушировано имя человека, которого принцесса якобы подозревала в организации покушения: «My husband — мой муж».
Обычная авария с необычными героями - так говорит Виржини Барде. Она провела свое и очень тщательное расследование. Адвокат папарацци искала возможность защитить своих клиентов. Считалось, что именно они спровоцировали аварию и вынудили водителя превысить скорость в четыре раза.
«Прокурор потребовал тюремного заключения для одного из журналистов, нам удалось его спасти, но на выходе из суда нас ждали 300 журналистов. Тогда вся пресса обвинила их в убийстве принцессы Дианы. Через два года дело было закрыто за отсутствием состава преступления, но теперь, конечно, они не хотят это обсуждать», - говорит Виржини Барде.
Однако темные страницы в деле о гибели Дианы адвокат все-таки нашла. Увесистая стопка снимков папарацци — словно отчет об отдыхе на яхте Аль-Файеда накануне трагедии. Эти фотографии она по закону показать на камеру не может. Но у Виржини сомнений нет — леди Ди была беременна.
«В деле нет ничего про беременность. Есть один листок, запечатанный — история болезни Дианы. С юридической точки зрения, беременна она была или нет, не важно, поэтому ни один адвокат не потребовал снятия этой печати для раскрытия правды. Но я лично считаю, что она была беременна. Я даже думаю, что на фотографиях в деле у нее животик больше, потом в журналах он заретуширован. Но правды мы не узнаем, медицинское досье закрыто», - говорит Виржини Барде.
Авария на мосту Альма, как и вся жизнь Дианы, уже стала символом женщины, которая с отчаянием искала счастья. Отверженная монаршим двором, она стала «королевой сердец», как и мечтала, признаваясь в интервью журналистам. И эта народная любовь, как буря, скоро не утихнет. И еще не раз заставит прошлое говорить.
Завтра на Первом канале - премьера документального фильма «Диана - наша мама», которая приурочена к 20-й годовщине ее трагической гибели. Откровенно о своей маме расскажут и ее дети, принцы Уильям и Гарри. В ленте впервые будут представлены интервью тех, кто близко знал принцессу Уэльскую. Смотрите в пятницу сразу после программы «Вечерний Ургант», и повтор в субботу в 10:15.