В Музее Москвы открылась масштабная экспозиция, посвященная Юрию Любимову
Она приурочена к юбилею легендарного режиссера. Творческий путь мастера показан на фоне событий истории страны. Посетители могут почувствовать себя участниками его знаменитых постановок и даже пообщаться с Любимовым.
Бубны, балалайки, матросы и революционерки. Гостей выставки к столетию Юрия Любимова встречают так, как 30 лет назад зрителей Таганки на премьере спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Режиссер, рожденный в 17-м году, совершил революцию в театре, взбудоражил умы и тронул сердца нескольких поколений.
«Он был человеком поиска и поступка, что главное, и в искусстве, и в жизни. Это настолько уникально», — говорит художественный руководитель театра сатиры, народный артист РСФСР Александр Ширвиндт.
В подтверждение вся жизнь мастера — почти век. Самая противоречивая эпоха в истории страны, трагедии и надежды которой, он проживал лично, а потом переосмысливал это на сцене. Его безмолвный помощник — знаменитый фонарик, которым режиссер из темноты зрительного зала, словно дирижер палочкой, управлял игрой актеров.
Маг света и тени, темпа и движения. Любимов первым окрасил ими эмоции на сцене, сделав излишними грим и пышные декорации. С помощью новейших мультимедийных технологий, зрителей на выставке погружают атмосферу его лучших спектаклей.
«Человек может подойти - и у нас срабатывает целая история с частушками, с растяжками, а из спектакля «10 дней, которые потрясли мир» зритель может померить маску», — рассказывает художник Алексей Трегубов.
Или послушать фрагменты оперы. Любимов шутя называл себя оперуполномоченным: 35 постановок в лучших театрах мира.
В каждой комнате — своя загадка. Телефон мастера в рабочем состоянии, стоит снять трубку — и слышишь голос самого режиссера. Пообщаться с мастером выстроилась очередь.
И даже за неприметными дверями — открытие: свет софитов и театральная сцена, чтобы каждый зритель почувствовал себя участником это увлекательного зрелища или частью эксперимента. Вязаный занавес из «Гамлета» только на первый взгляд мягкий и безобидный.
«Гамлет» Любимова вошел в мировую историю театра. Советские критики ругали Любимова: нельзя сделать датским принцем «обормота» Высоцкого. А он сыграл его 317 раз и каждый — как в последний. А когда актера не стало, режиссер закрыл и спектакль.
«Любил он Высоцкого не только за талант, потому что он сразу понял, что он не только актер, более того, он поэт, который чувствует силу слова», — рассказывает куратор выставки, вдова Ю. Любимова Каталин Любимова.
Поэтому, несмотря на запрет властей, Любимов открыл двери театра в день похорон Высоцкого, чтобы люди простились с ним по-человечески. В память о той несанкционированной любви один зал выставки перегородили металлическими ограждениями. Дорога к театру и для самого Любимова была непростой.
«Как он выжил? Это уму непостижимо! И прожил такую жизнь, он прошел две войны: Финскую и Великую Отечественную. Как он выжил, откуда это? Потом вечная травля», — говорит народный художник РФ Борис Мессерер.
«Его зритель, я думаю, был его наградой всего того, что он пережил. В 11-м году, когда Юрий Петрович ушел из театра, он решил попрощаться со своим зрителем, который почти пять десятилетий был ему верен, это было очень трогательно», — сказала Каталин Любимова.
В легендарном театре на Таганке существовала традиция: друзья и поклонники Юрия Любимова со всего света после спектакля оставляли надписи на стенах его рабочего кабинета. Эту традицию решили возродить на выставке, где каждый может написать несколько слов о великом мастере.