Вячеслав Володин: Консенсус в Госдуме нужно искать по самым сложным вопросам
На следующей неделе завершается весенняя сессия работы Государственной Думы. Чем отличается эта Дума? Мне кажется, она стала ближе к насущным проблемам. Для примера, - что волновало людей, что они обсуждали? О чем мы рассказывали в нашей программе? Безопасность детских лагерей, проблема подросткового суицида, обманутые дольщики, проект реновации пятиэтажек в Москве.
Государственная Дума оперативно откликалась на эти проблемы и вызовы. Принимала необходимые законы. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин дал интервью нашей программе.
Валерий Фадеев: «Вячеслав Викторович, год работает Государственная Дума нового созыва. Но помню, с чего началась ваша работа — были приняты поправки в регламент, запрещающие голосовать депутатам за других депутатов. И картинка беготни между рядами ушла в прошлое. Штрафы были приняты тем, кто прогуливает заседания. Вот это дало какие-то результаты? Или это была просто борьба за дисциплину?»
Вячеслав Володин: «Ну, вообще, борьба просто ради дисциплины, она, наверное, бессмысленна. Потому что может быть дисциплина, а качество законопроектов будет оставлять желать лучшего, поэтому нам было важно создать такие условия, которые позволяли бы принимать более качественные законы. И в этой связи, когда мы говорим о дисциплине, это, все-таки, итог того, что депутаты все вместе взяли и для себя приняли правила, новые правила, которые задают определенную планку ответственности, но это все-таки, было решение депутатского корпуса и всех фракций».
Валерий Фадеев: «А вот депутаты-одномандатники, выборы ведь в Думу шли, уже были по другим правилам, половина от партий, а половина — одномандатники. И предполагалось, что одномандатники будут энергичнее, может быть, резче. Потому что за ними не только партии, не только бюрократия партийная, а еще и сотни тысяч избирателей. Есть отличия депутатов-одномандатников и депутатов по партийным спискам?»
Вячеслав Володин: «Не скажу, что есть отличие. Потому что депутаты, избранные по партийным спискам, сейчас тоже имеют такую же персонифицированную ответственность. Депутат, избранный по одномандатному округу, конечно, больше загружен повесткой земной, если хотите. То есть, это конкретные проблемы людей, которые он должен отстаивать, решать, доводить до сведения. И по этой причине нам было важно, чтобы Государственная Дума не только занималась законотворчеством, но и представляла избирателей в тех вопросах, которые их волнуют».
Валерий Фадеев: «Не всегда избиратели и граждане, по крайней мере раньше, понимали, а чем, собственно, занята Государственная Дума? Как соотносятся их проблемы с тем, что делают законодатели. В эту сессию, как я понимаю, было много обсуждено проблем и приняты решения, законопроекты по этим самым животрепещущим таким задачам. Дольщики, детский суицид, детский отдых, это сейчас обсуждалось, проблема реновации в Москве — это стратегия работы Государственной Думы, быть ближе к избирателям?»
Вячеслав Володин: «Был запрос на ответственную власть, а ответственная власть должна, в первую очередь, особенно, если речь идет о представительной законодательной власти, это умение слышать и отстаивать интересы и представлять население во время принятия решений, обсуждения решений. Поэтому повестка действительно учитывает как раз вопросы, которые общество, население транслирует своим депутатам. Мы за все время, с начала работы Государственной Думы, приняли 354 закона, у нас еще впереди неделя. Понятно, количество увеличится, но, это меньше, чем было рассмотрено нашими предшественниками за аналогичный период, допустим, 2016 год, но, не должна быть здесь гонка за численным показателем, качество должно быть. Поэтому, когда мы говорим о реновации, обязательно слушания. И по этой причине, мы, допустим, прежде чем принять закон во втором чтении, приняли решение пригласить…»
Валерий Фадеев: «Вы же притормозили прохождение Закона о реновации в Москве, я правильно понимаю?»
Вячеслав Володин: «Ну, давайте исходить, во-первых, из того, что главный вопрос — это вопрос защиты прав граждан. Впервые принимался такой закон, который огромное количество людей касался. И причем, такого вопроса, как собственность граждан на свои квартиры обсуждалась, и решение в этой области принималось. Поэтому нам было крайне важно эти вопросы обсуждать с людьми, которые подпадают под действие этого закона.
Президент поручил Государственной Думе и правительству сделать все, для того, чтобы права граждан были защищены. Поэтому законопроект во втором чтении практически, преобразился. Там многие нормы новые появились. Но, опять, это получилось после того, когда мы обсудили этот законопроект вместе с москвичами, пригласив их в зал пленарного заседания – и непростой был разговор, но, он состоялся».
Валерий Фадеев: «И ведь этого не было никогда раньше, чтобы гражданских активистов приглашали прямо в зал заседаний Государственной Думы. Это беспрецедентная история. Правильно я понимаю?»
Вячеслав Володин: «Действительно, это впервые. Ну, мы исходим из того, что парламентаризм развивается. Развиваются и формы, которые требуют, допустим, принятия качественного решения. Мы эти формы ищем, и, если необходимо пригласить именно жителей, не экспертов и чиновников, а именно жителей, надо приглашать жителей. И такой подход, он был, допустим, совсем недавно при рассмотрении вопроса о дольщиках, кто участвует в долевом строительстве жилья. Мы взяли и пригласили на слушания и тех, кто участвует в долевом строительстве, но, его никто не обманывал, и все, слава Богу, что называется, хорошо, и жилье строится. Но, и пригласили тех, кто оказался в сложном положении — обманутых дольщиков. Потому что законопроект, нами рассматриваемый, должен гарантировать дольщику, что его никто не обманет, и, соответственно, ему будет выплачено, в случае, если застройщик обанкротится, или будет какая-то другая ситуация, связанная со строительством жилого дома. Фонд, специально созданный, компенсирует затраты и, таким образом, права будут дольщика защищены. Но мы расширили обсуждение и сделали так, чтобы могли выступить обманутые дольщики.
Это было непросто, потому что, понятно, что люди попали в беду, более того, нужно было выслушать каждого. Слушание продолжалось где-то порядка 6 часов 40 минут, но, это нам во многом помогло, в том числе, в доработке законопроекта и, конечно, мы не остановились только на теме принимаемого закона, который касается дольщиков. Мы сейчас создали рабочую группу, которая занимается обманутыми дольщиками, работаем с регионами, попросили наших коллег - региональных законодателей, провести аналогичные слушания.
Государство, а это норма закона, мы этот закон планируем рассмотреть на следующей неделе, будет эти вопросы контролировать и через новые механизмы, которые предложены как раз, вот, моими коллегами-депутатами и Министерством жилищно-коммунального хозяйства, мы здесь работаем с правительством Российской Федерации, вот, нормы этого закона защитят людей от недобросовестных застройщиков.
Таким образом, у нас гарантии будут как раз для тех дольщиков, кто захочет через возможности долевого строительства улучшить свои жилищные условия. А что касается обманутых дольщиков, нам здесь предстоит сложная и кропотливая работа с регионами, и мы считаем, что это нужно делать».
Валерий Фадеев: «То есть, вы считаете, что эта тема не закрыта, обманутых дольщиков?»
Вячеслав Володин: «Она не может быть закрыта, потому что это наши граждане, наши избиратели. Они обратились с просьбой о поддержке, поэтому пока мы не решим этот вопрос, ее нельзя закрывать».
Валерий Фадеев: «Вы фактически открыли ворота Государственной Думы для людей, для представителей гражданского общества, для тех, кто кровно заинтересован в тех или иных решениях?»
Вячеслав Володин: «Можно сказать так. Потому что действительно последние большие слушания парламентские и по вопросам реновации и по вопросам, связанным с дольщиками, мы ориентировались на приглашение в первую очередь граждан и в зале пленарного заседания большинство присутствующих были наши граждане, участники обсуждения, мы их пригласили, и нам было важно услышать их мнение».
Валерий Фадеев: «Вы говорите, Вячеслав Викторович, все время, что нужен консенсус по самым сложным проблемам. Ну, в парламенте «Единая Россия» и коммунисты, как же можно достичь консенсуса? Это первое. Второе — разве это не противоречит идее демократической конкуренции?»
Вячеслав Володин: «Ну, во-первых, сразу скажу, что не противоречит, потому что консенсус всегда нужно искать. И, когда мы говорим о принятии решения, решение будет выверенным и оптимальным только через обсуждение. Через, если хотите, дискуссию, через состязательность сторон можно выйти на решение, которое будет, минимальное количество иметь изъянов и будет эффективным, оптимальным. И на сегодняшний день таких законопроектов 36, а по ним консенсус сложился. И это, вопросы, кстати, равные. Закон о реновации — мы вышли на консенсус».
Валерий Фадеев: «Хотя он очень острый».
Вячеслав Володин: «Тяжелейший был случай. Практически никто не предполагал, что удастся нам выйти на консенсус. Мы вышли на консенсус, это очень было важно, особенно по такой теме, как реновация, взять и сбалансировать принимаемое решение. Причем, не выхолостить его, а именно, найти решение. Мы вышли на решение, которое объединило всех».
Валерий Фадеев: «То есть старый тезис о том, что Дума не место для дискуссии, потому что дискуссия не позволяет прийти к решению, вы заменили другим тезисом: Дума место для дискуссий, и дискуссия позволяет приходить к разумному компромиссному решению?»
Вячеслав Володин: «Скорее всего, не мы заменили, а это был запрос общества, запрос избирателей, поэтому и депутаты чувствуют этот запрос, и они понимают, что важно обсуждать вопросы, и более того, мы ищем формы, которые позволяют обсуждать эти вопросы эффективно. Как раз вот речь идет о слушаниях, речь идет о таких открытых форматах, когда у нас участвуют в заседаниях представители регионов, и представители гражданского общества».
Валерий Фадеев: «Вы довольны этим годом работы Государственной Думы?»
Вячеслав Володин: «Думаю, что я буду необъективен, если скажу «да» или скажу «нет». Поэтому спросить надо у избирателей».
Валерий Фадеев: «Ну, был опрос общественного мнения, если в прошлом году работу парламента поддерживали 40%, относились позитивно, теперь 52%».
Вячеслав Володин: «Ну, есть к чему стремиться!».