Москва обещает соразмерный ответ в случае провокаций в отношении сирийской армии
Авианосец, крейсеры с крылатыми ракетами и самолеты-разведчики — США наращивают военную активность у берегов Сирии, обстановка накаляется.
В Совбезе ООН американская делегация вновь грозится наказать Дамаск, если тот применит химоружие, хотя никаких фактов, которые доказывали бы наличие таких планов у властей Арабской республики, так и не предъявлено. Москва на этом фоне обещает соразмерный ответ в случае провокаций в отношении сирийской армии.
Тема заседания Совбеза ООН — нераспространение оружия массового уничтожения — особо актуальна в свете предстоящих переговоров по Сирии в Астане. Их цель — закрепить действующий режим прекращения огня и поддерживать прямой диалог между правительством и оппозицией. Договариваться и так нелегко, еще и пресса как будто намеренно накаляет обстановку.
Накануне американский канал CNN сообщил: в Средиземном море находится авианосец США, два сторожевых корабля и два крейсера с крылатыми ракетами «Томагавк», которые готовы в любой момент нанести удар по Сирии.
Поводом для сюжета, судя по всему, стало заявление, опубликованное на сайте Белого дома. США считают, что президент Башар Асад якобы готовит атаку с применением химического оружия, которая, скорее всего, приведет к массовой гибели людей. Это цитата из документа. И если это случится, сирийский президент и его военные заплатят высокую цену, подчеркивает Белый дом.
Свои заявления США основывают на секретных данных, рассказали в Пентагоне. Такие же секретные данные стали поводом и для первого удара. В ночь на 7 апреля американские эсминцы запустили по авиабазе «Шайрат» 59 крылатых ракет. Правда, до цели долетело меньше половины и без особого ущерба для сирийской стороны.
На брифинге в Белом доме журналисты пытались найти логику в действиях администрации и в ответах ее официального представителя.
Вопрос: «Если Сирия, как предполагается, хочет применить химическое оружие, разве это не свидетельствует о том, что апрельский авиаудар оказался неэффективным?»
«Я считаю, что наша цель – каждый день делать все возможное, чтобы защищать жизнь во всех ее проявлениях, бороться с ИГИЛ, с усилиями террористов, и я думаю, что наше заявление помогло в этом», — ответила первый заместитель пресс-секретаря Белого дома Сара Хакаби-Сандерс.
Казалось бы, причем тут запрещенное во многих странах «Исламское государство», если речь в официальном заявлении Белого дома о правительственной армии? Впрочем, при нанесении апрельского удара американский президент в обстоятельствах тоже особо разбираться не стал. Теперь в Вашингтоне говорят уже о втором ударе, хотя доказательств обоснованности первого по-прежнему нет.
На проведении тщательного и, главное, объективного расследования инцидента в Хан-Шейхуне настаивал заместитель постоянного представителя Россия при ООН.
О том, что Москва неоднократно призывала западных партнеров отправить в Сирию миссию ООН по запрещению химоружия, на встрече с главой МИД Германии Зигмаром Габриэлем говорил и Сергей Лавров.
«Мы до сих пор бьемся, чтобы они хотя бы съездили в тот самый Хан-Шейхун, где, по утверждениям наших западных коллег, авиация ВВС Сирии применяла боеприпасы, оснащенные химическими отравляющими веществами. Надеюсь, что это притянутая за уши ситуация будет когда-нибудь разрешена», — сказал министр.
Лавров предупредил об опасности ничем не подкрепленных заявлений Белого дома о якобы готовящейся атаке с применением химоружия. Ситуацией для новых провокаций могут воспользоваться и террористы. Министр также призвал США не придумывать предлоги для новых ударов по Сирии.
«Я очень рассчитываю, что на этот раз США все-таки будут руководствоваться необходимостью действительно защищать режим нераспространения химического оружия, а не спекулировать на неких разведданных, которые являются секретными и никому их нельзя показать, чтобы провоцировать или создавать предлоги для очередных ударов по силам правительственной сирийской армии, которые борются с террористами», — сказал Лавров.
Глава российского МИД подчеркнул: Москва будет соразмерно реагировать на возможные провокации Вашингтона в отношении Дамаска.
Зигмар Габриэль в свою очередь заявил о необходимости совместной работы и взаимного доверия в урегулировании международных конфликтов. А также отметил успешность конструктивной позиции России по сирийскому вопросу.
«Я благодарен российской стороне за то, что после перемирия были установлены демилитаризированные зоны. Политический процесс в Женеве должен продвигаться. Я считаю, это очень умная позиция с российской стороны: сначала мы организуем перемирие, а потом начинаем политический процесс», — отметил Зигмар Габриэль.
В это же время в Вашингтоне глава Пентагона Джеймс Мэттис сделал неожиданное заявление: США, возможно, предотвратили вероятную химическую атаку в Сирии. На вопрос журналистов, как это понимать, Мэтис ответил коротко: раз атаки нет, значит она предотвращена. Но по-прежнему никаких доказательств, что она в принципе не выдумана.