Музей изобразительных искусств им.Пушкина представляет уникальную выставку шедевров итальянской живописи
Их имена - символ эпохи Ренессанса. Их картины - национальное достояние Италии. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина идут последние приготовления к открытию грандиозной выставки шедевров итальянских живописцев - Тициана, Веронезе, Тинторетто... Некоторые их полотна еще ни разу не покидали пределы своей родины. Каждое - настоящее сокровище
Три художника, которые изменили ход истории живописи. Тициан, Веронезе, Тинторетто. Они стали символом эпохи Ренессанса и национальным достоянием Италии. Новая выставка Пушкинского музея объединила сразу 23 их шедевра, многие из них выехали за пределы своей родины впервые. Беспрецедентный случай.
«Каждый музей, где хранится такой шедевр, очень ревниво относится к своему наследию, ведь они являются их изюминкой, привлекают основную массу посетителей. Кроме того, эти полотна нельзя перевозить обычным образом, это очень сложная процедура со специальной упаковкой и необходимой службой охраны. При этом картины еще необходимо застраховать. Только представьте, общая страховая сумма данной конкретной выставки превышает 300 миллионов евро!» - рассказал посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини.
Самое масштабное полотно Веронезе - «Похищение Европы», его вносят в мраморный зал Пушкинского сразу шесть человек. За всем тщательно наблюдают специалисты из Италии. Находясь в постоянном поиске новых оттенков, Веронезе не скупился на краски на палитре, наверное поэтому картина, которой уже более пяти столетий, до сих пор кажется реалистичной, яркой и свежей.
Когда глядишь на его «Воскресение Христа», от ослепительной игры света хочется слегка прищуриться. Кстати, эта картина - из собрания Пушкинского, ее отреставрировали накануне выставки. И все же работа со светом была не единственным новаторством итальянских мастеров. Художники Эпохи Возрождения редко сами выбирали сюжет для своих произведений. Как правило, все картины писались на заказ. Одна из работ Тинторетто, по задумке архитекторов, должна была украшать так называемый средний этаж венецианского палаццо. Именно поэтому такая необычная композиция - восьмиугольная.
Пирам и Фисба — это вавилонские Ромео и Джульетта. Найдя своего возлюбленного умирающим, отчаянная девушка бросается на него, вонзая себе меч в самое сердце. Эта удивительная динамика есть практически в каждой работе Тинторетто, не стала исключением и его «Тайная Вечеря».
«Помните знаменитую фразу «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень»? Перед нами известный библейский сюжет «Христос и грешница», к которому обратился Тинторетто. Каким-то чудом он запечатлел и то самое мгновение сострадания к грешнице, и ее эмоции и переживания», - рассказывает куратор выставки Томас делла Коста.
Главное сокровище выставки — «Саломея» Тициана. Скольких мастеров привлекала эта легенда об иудейской царевне, попросившей у Царя Ирода голову Иоанна Крестителя за свой танец! Но именно Тициан превратил Саломею в идеал женской красоты, который станет образцом для живописцев на протяжении всех последующих веков.
«Тициан стремился сохранить в портрете, в картине это живое ощущение жизни. Это удивительно, как он умел охарактеризовать человека как тип, типаж, характер, его социальную принадлежность, его статус, но одновременно показать как живого человека в данный момент», - говорит главный научный сотрудник Пушкинского музея, куратор выставки Виктория Маркова.
Еще один шедевр Тициана совсем недавно стал настоящей сенсацией. Картина «Венера и Адонис» принадлежит одному из российских благотворительных фондов. Долгое время ее считали лишь копией, но искусствоведы Пушкинского разглядели в ней руку мастера и доказали ее подлинность.