Почему Запад отказывается от независимого расследования химатаки в Идлибе?
Продолжение истории с трагическим инцидентом в сирийской провинции Идлиб, где якобы сирийская армия применила химическое оружие. Западные страны мгновенно осудили Сирию и Башара Асада. Американские вооруженные силы нанесли по Сирии удар крылатыми ракетами. Но в этой истории по-прежнему нет никакой ясности. Расследование не ведется. Американцы говорят: пробы взяты и отправлены в лабораторию.
Кто взял пробы, как, где? В какую лабораторию их отправили? Есть организация по запрещению химического оружия. Здесь уместно использовать профессионалов - экспертов этой организации. Они ехать на место инцидента отказываются. Россия и Иран предлагают создать независимую комиссию с участием представителей России, США, Европы, стран Ближнего Востока. Это предложение блокируется.
Мы говорили неделю назад - ищите, кому выгодна эта трагическая история. Башару Асаду она как раз абсолютно невыгодна. Военная инициатива на его стороне. А вот его противники вполне могли пойти на такую провокацию.
Дрожащая камера, толком ничего не видно. Тревожный голос на грани истерики. Некий человек мечется по больнице сирийского Хан-Шейхуна. Диагноз неочевиден, но мужчина в кадре точно знает причину.
“Газовые атаки продолжаются каждый день. И никто ничего не делает, чтобы это остановить!” – говорит он.
Без халата, но со стетоскопом, чтобы все поняли: этот человек — врач. Правда, ведет себя как-то странно. Тяжелый пациент подождет, ведь по сценарию сейчас — политическое заявление.
«Это катастрофа, я считаю. Весь мир смотрит, как нас убивают химическим оружием и поддерживает Башара Асада», - говорит он.
Асад использует химическое оружие, причитают герои сюжета. И теперь нам расскажут, против кого: смотрите и не задавайте вопросов – против детей.
“От них не пахнет хлором! Это не атака хлором! Это точно не атака хлором!” - зрителя плавно подводят к вопросу: если не хлор, то что? Ответ в названии ролика - «атака газом зарин». Сенсация готова. Жареные кадры — почти сразу же в эфире CNN. Верят на слово. И на BBC тоже. Сюжет даже готовит репортер из Брюсселя. Оттуда виднее.
О том, чьи истории так любят пересказывать наши западные коллеги, открыто говорят опять же западные эксперты.
“Есть источники информации, связанные с подразделениями «Аль-Каиды», которые отправляют данные западным СМИ и некоторым неправительственным организациям. К примеру, у таких организаций, как «Врачи без границ» и «Эмнисти Интернейшнл», не было своих сотрудников в Восточном Алеппо, но они получали информацию, как сообщалось, из своих источников оттуда”, - поясняет политолог Тим Андресон.
Так действительно ли неизвестный запах, о котором так страстно кричат герои ролика, это запах зарина? Точно нет: зарин не пахнет вообще никак.
«Этот человек утверждает, что использовался не хлор, а зарин. Говоря научно, зарин вообще не производит запаха. Зарин — прозрачное, бесцветное и безвкусное вещество, не имеющее запаха в газообразном состоянии», - объясняет председатель организации «Шведские врачи за права человека» Марчелло Феррада де Ноли.
Марчелло де Нолли, один из самых известных врачей Швеции, утверждает, зарин — крайне ядовитый газ. Жертвы мучаются в конвульсиях. На видео симптомы другие. Минутное пребывание в зоне поражения — гарантированная смерть. Но вот кадры, снятые якобы в тот же день на месте событий. Респиратор здесь бесполезен, этот человек — не жилец. Если, конечно, все так, как он говорит.
«Мы стоим том на месте, куда была сброшена одна из бомб. Она содержала отравляющие вещества», - говорит журналист.
Но героя видео отравляющие вещества не берут: дышит свободно, полной грудью. Зарин — нестойкий газ, тем не менее, даже работа с пострадавшими без костюмов химзащиты крайне опасна.
«Зарин воздействует на кожные покровы. К зараженной коже нельзя прикасаться - можно самому пострадать! И даже если вы будете просто дышать рядом с больным, вы так же можете пострадать!» - объясняет Марчелло Феррада де Ноли.
Но ведь прикасаются без перчаток, в том числе и к якобы зараженной одежде, которую почему-то не торопятся снимать. Человек на кадрах, по идее, должен чувствовать себя, как на сковородке — химический ожог пробирает до костей. Да и врачам мало бы тоже не показалось.
«Больных нераздетыми заводят в приемное отделение или манипуляционное отделение. Как правило, угроза поражения персонала при этом возникает. И обязательно кто-то бы прореагировал из персонала», - отмечает завкафедры токсикологии и экстремальной медицины СЗГМУ имени И. И. Мечникова Виктор Шилов.
Не менее странным выглядит и само место обстрела. На кадрах видны воронки. Но это явно не следы авиаудара. А кто же тогда атаковал госпиталь?
“Если используется химоружие фабричного производства - бомбы, ракеты - они чаще всего взрываются в воздухе, чтобы накрыть большую площадь. А если кустарного производства, то вот такие ямки и остаются при падении этих мин, которые они называют "адский огонь", - объясняет биохимик, бывший член комиссии ООН по биологическому и химическому оружию Игорь Никулин.
Запасы зарина на подконтрольной Дамаску территории давно уничтожены, это подтвердили эксперты Организации по запрещению химоружия. Кстати, рабочую группу возглавляют британские специалисты, которых вряд ли можно уличить в симпатиях к сирийским властям. У Дамаска химоружия нет, а у боевиков есть. Два цеха, где производят зарин, уничтожить не удалось, их контролировали и продолжают контролировать террористы. И вот теперь те самые британские эксперты заявляют, что якобы взяли пробы на месте удара и проверяют их в некой турецкой лаборатории, куда никого не пустят. Если нечего скрывать, к чему такая секретность?
«Думаю, что попытки заблокировать предложение России и Ирана о создании независимой комиссии для проведения беспристрастного, объективного расследования говорят только о том, что у тех, кто такие попытки предпринимает, совесть не чиста. Множатся свидетельства того, что это была инсценировка. Я имею в виду инцидент с применением химического оружия в провинции Идлиб», - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
В этом контексте неочевиден и смысл американского удара по аэродрому, с которого, как утверждает Вашингтон, взлетали самолеты, начиненные бомбами с зарином. Куда логичнее было бы послать туда не «томагавки», а своих экспертов, тем более, что сирийские власти были готовы их принять.
«Позвольте им приехать и расследовать то, что произошло в действительности. Отправьте их на ту авиабазу, пусть ученые найдут следы химического оружия, которое несли сирийские самолеты. Если эти следы, конечно, существуют. Ну, а если вместо этого вы бомбите авиабазу, вы своими руками уничтожаете доказательства», - считает политолог Уильям Энкдаль.
Пока же единственные доказательства, которые Пентагон готов предоставить, - пресловутые видео из открытых источников. Говоря конкретнее, те самые ролики, опубликованные на сайте организации «Белые каски».
Эту гуманитарную организацию много раз ловили на, мягко говоря, негуманном отношении к пострадавшим. Вот, к примеру, раненый ребенок долго сидит в машине «скорой» совсем один. Врачи ждут, пока «Белые каски» сделают удачный кадр. А вот странные манипуляции со шприцем. Игла воткнута в тело ребенка, но спасатель спасать не спешит, и зачем-то водит шприцем из стороны в сторону, а на поршень так и не нажимает.
Постановочные съемки выдают за реальные. Одного и того же ребенка разные люди спасают трижды в трех разных сирийских городах. А девочка в окровавленном платье играет роль жертвы бомбардировки в Алеппо. Снимают в египетском Порт-Саиде. Юной модели фотограф объяснил: так надо для конкурса.
«Я была удивлена и напугана, потому что платье было испачкано красной краской. Когда я спросила, для чего это все? Он сказал: «Мы сделаем правдоподобные фотографии, потому что наш конкурс называется «Остановите убийство детей Алеппо», - рассказывает Рагд ас-Саид.
Что характерно, «Белые каски» работают только в тени черных флагов ИГИЛ. В местах, где других волонтеров обычно похищают и убивают. И вряд ли это просто совпадение.
«Я не поддерживаю сирийские власти. Я просто против их врагов, потому что они намного хуже. «Белые каски» — это хищники, это театральная армия ИГИЛ и «Аль-Каиды», - говорит журналист, член Парламента Великобритании Джордж Гэлловэй.
О связи «Белых касок» с ИГИЛ говорит и находка, обнаруженная нашим корреспондентом в только что освобожденном Восточном Алеппо, откуда боевики уносили ноги, не успев замести все следы.
«Белая каска — первая, которую мы нашли в Восточном Алеппо, наспех содранный логотип. И обнаружили мы ее в штабе террористов», - рассказывает корреспондент Иван Прозоров.
Доказательная база трещит по швам. Да и вообще, зачем было Дамаску применять химическое оружие именно в Хан-Шейхуне, где активность боевиков пошла на убыль?
«Две недели назад была ситуация, когда террористы наступали по многим фронтам, включая пригороды Дамаска и Хамы, Хама - это недалеко от Хан-Шейхуна. Давайте предположим, что у нас есть химоружие и намерение его использовать. Почему мы не использовали его тогда, когда террористы наступали? У нас создается впечатление, что Запад, и главным образом США, действуют заодно с террористами. Они сфабриковали целую историю, чтобы иметь предлог для атаки», - считает Башар Асад.
В США все больше тех, кто задает неудобные вопросы своему правительству. Ветерану иракской войны, конгрессмену Тулси Габбард, ситуация вокруг химоружия в Сирии напомнила о том, с чего началась ее миссия на Ближнем Востоке.
«Если у администрации Трампа есть доказательства, тогда пусть поделятся ими с американцами, с конгрессом. Вы знаете, Ирак все еще в нашей памяти, особенно у людей, как я, кто не только служил там, но и потерял там друзей”, - заявила конгрессмен США Тулси Габбард.
Знаменитая пробирка Колина Паэулла давно стала символом откровенной лжи, развязавшей не одну войну в регионе. И бездоказательные разговоры о зарине могут сыграть ту же роль, заявил Владимир Путин.
«Сильно напоминает события 2003 года, когда представители Соединенных Штатов в Совете Безопасности показывали якобы химическое оружие, обнаруженное в Ираке. После этого началась компания в Ираке военная, закончилась она разрушением страны, ростом террористической угрозы и появлением ИГИЛ на международной сцене. И вот ни больше, ни меньше все то же самое происходит сейчас, и опять партнеры кивают им. Хочется, знаете, я вспоминаю в этой связи наших замечательных писателей - Ильфа и Петрова. Хочется сказать: «Скучно, девочки». Это мы уже все видели, наблюдали».
Впрочем, генерал Паэулл потряхивал пробиркой с высокой дипломатической трибуны. А за «Белыми касками» такого авторитета нет. Пока. Документальный фильм о них уже получил «Оскар». В кино, конечно, не рассказали, что, к примеру, тот самый доктор, носом чуявший зарин, Шахул Ислам — лишенный лицензии британский врач, был арестован за похищение двух человек. Вместо этого людей, снимающих фейковые ролики, пытались протащить на Нобелевскую премию мира. Ведь чем светлее будет их образ, тем быстрее зрители поверят в то, что черное — это белое. Если так говорят и показывают «Белые каски».