Что заставляет иностранцев бросить все и пуститься в долгое путешествие по России?
Как велика Россия? Вы можете это понять, почувствовать, только проехав по Транссибирской магистрали. Великий сибирский путь - 9289 километров. Скорый поезд от Москвы до Владивостока идет шесть суток два часа. Антон Павлович Чехов добирался до Сахалина почти три месяца. Под лед проваливался, здоровье испортил. Транссиб еще не был построен. Более ста лет назад эта дорога связала Россию. Сибирь и Дальний Восток стали как будто бы ближе.
Сейчас по этой дороге любят путешествовать иностранцы. Просто туристы, журналисты, художники, писатели - вслед за Чеховым ищут впечатлений и находят.
Раннее утро на полустанке в удмуртской глуши. Граф Жак фон Полье со спутницей Дианой вышли за продуктами к завтраку. Продавщицы рекомендуют копченые крылышки. Страшно популярны у китайских туристов.
Француз начинает день с дегустации местной выпечки. Поезд вот-вот тронется, так что завтрак переносится в вагон-ресторан. Круассанов в меню не нашлось, зато есть пельмени. Жак Полье годами собирался в путешествие по великому сибирскому пути, но вот только на неделе выкроил время. На одной руке все еще московское, на другой стрелки уже показывают сибирское.
Жак еще в 90-е начал исследовать холодную необъятную страну. Поехал с приятелем на «Ниве» к Тихому океану. Знакомые в Москве тогда крутили пальцем у виска, думали не вернутся французы.
«Все русские нам советовали это не делать, взять оружие с собой взять все, что хотите. Были у нас какие моменты, были драки с мальчиками во Владимире, потому что мы смотрели на их девушек, но в общем кроме этого ничего не было. Я бы не сказал, что это было опасно. Опасно проводить свою жизнь перед телевизором, ничего не делать и так и умирать», - говорит Жак фон Полье.
В Транссибирском экспрессе Жак не единственный иностранец. Более того, иностранцы здесь вообще обыкновенные пассажиры.
«Ездят американцы, англичане, французы, китайцы, поляки, шотландцы, австрийцы, болгары, шведы – всех уж не упомню», - говорит директор вагона ресторана Мая Петина.
Для общения с интуристами экипажу даже выдали специальные разговорники с английской транскрипцией. Предусмотрены самые уникальные ситуации. Например, запрещается находиться в помещении душевой кабины в состоянии опьянения, курить. Но зачастую все равно выходит так, что иностранец русского понимает без перевода.
Гонконгский менеджер Кинг Шинг Тсэ отправился к замерзшему Байкалу в полном одиночестве, но долго скучать в СВ не пришлось.
«Я приглашал приятеля, но тот сказал: «Ты сошел с ума, езжай один», - рассказывает турист (Гонконг) Кинг Шинг Тсэ.
В соседнем купе - Ева и Стефен из Мюнхена. Путешествуют по Транссибу второй год подряд. Всю дорогу питаются приевшимся даже российским вахтовикам сухпайком.
Вот так это всегда и начинается в вагоне-ресторане Транссиба. Американцы братаются с российскими дембелями, респектабельные пенсионеры друг с другом.
Это и поезд не типичный - эксклюзивный старомодный состав. Билеты стоят по несколько тысяч долларов, а не рублей, как в обычном купе. Но, говорят, оно того стоит.
«По мне это нечто особое, сидеть в баре, смотреть на пролетающую мимо страну. То есть вы сидите в прекрасном классическом интерьере, тут же пианист играет Чайковского, а там за окном просто невероятная картина», - делится впечатлениями путешественник Дик Смит.
Два дня в пути, казалось бы, от Москвы должно быть уже приличное расстояние. А взглянешь на карту — даже до середины страны еще не доехали. Россия по-прежнему впереди. Здесь она еще только начинается.
До Байкала сколько всего еще предстоит увидеть. Так в Тюмени с вокзала едут к горячим источникам.
«В России все эти штуки экстремальные все говорят полезно: огурец, водка - полезно, баня, снег - полезно, холод, горячий кипяток – полезно, все логично», - отмечает Жак фон Полье.
В Екатеринбурге обычно сходят с поезда, чтобы побывать в музее семьи Романовых. Но, например, на экспедицию молодых британцев гораздо большее впечатление произвела наглядная история России 90-х — кладбище с надгробиями криминальных авторитетов.
А еще в России англичане научились искренне отвечать на вопрос: «Как дела?» и попрощались со стереотипом об угрюмых северных людях.
«При встрече россиянин совершенно необязательно будет приветлив, не будет этого ложного дружелюбия. В ответ на приветствие он не бросится обниматься, сразу жать руку, может даже не улыбнуться. Но вот уже через час, когда вы прощаетесь, тогда вас обнимут, вы почувствуете настоящее тепло, и то, что заслужили это дружелюбие. Вот что мне очень понравилось», - рассказывает писатель Джо Данторн.
Вернувшись в Лондон из СССР весной 1973 года, нечто похожее писал в своих дневниках тогда только прославившийся на Западе Дэвид Боуи.
В свои 26 на транссибирском экспрессе он проехал насквозь всю Страну Советов. По слухам, даже ненадолго попал в КПЗ, свердловские милиционеры оказались морально не готовы к встрече с восходящей звездой глэм-рока.
С тех пор по железной дороге от Владивостока до Москвы проехали музыканты рок-группы «Пласибо», сводные отряды французских поэтов и даже бразильский писатель Пауло Коэльо.
Вот и Кинг Шинг из Гонконга сейчас уже, вероятно, воплотил в жизнь свою заветную мечту — побродить по прозрачному льду бескрайнего пресного озера. А ведь еще на днях самыми удивительными открытиями ему казались плацкарт, оливье с котлетами и русская бабушка с мороженым в -10.