Лондон готовится к «Революции» — открывается масштабная выставка русского искусства 1917-1932 годов
Грандиозным, амбициозным проектом и знаковым событием культурной жизни Британии уже назвали критики и журналисты выставку, которая еще даже не открылась. Экспозиция в Королевской академии художеств посвящена русскому революционному искусству и реалиям того времени. Более двух сотен работ - картины, скульптуры, плакаты, фарфор - многие из них англичане увидят впервые, есть полотна, которые и в нашей стране были представлены всего несколько раз.
Искусствоведы из Королевской академии художеств поставили перед собой сверхзадачу - воссоздать культовую московскую выставку 1932 года «15 лет советского искусства». Из тысяч работ той, исторической выставки в Лондоне смогли собрать около двухсот. Тут нет проходных картин, почти каждая - шедевр. И каждая - часть истории мирового искусства.
«Поразительно, насколько русский авангард верил в революцию. Насколько художники хотели подчеркнуть ее позитивную энергию! Нас учили, что Октябрь смел творческую интеллигенцию, но нет, она стала двигателем революции», - полагает критик Эди Франкл.
Здесь не только экспонаты из коллекций Русского музея и Третьяковки. Часть картин Александра Дейнеки предоставил художественный музей из Тулы. В Лондоне оказалась еще одна уникальная картина, написанная в 1925 году - это «Восстание» кисти Климента Редько, одного из самых загадочных и, увы, малоизвестных творцов советского авангарда. Это полотно называют «иконой Октябрьской революции», и это не ради красного словца. Редько в юности учился на иконописца.
Все эти годы искусствоведы пытаются разгадать смысл этой работы. Для кого-то это обожествление Ленина как творца, как символа революции, а для кого-то - пророчество о грядущих репрессиях. Уже слишком много здесь кроваво-красного цвета. Говорят, что картину десятилетиями не показывали из-за того, что Сталин по сравнению с Лениным здесь почти не виден.
Еще один певец красного - Кузьма Петров-Водкин. Ему посвящен целый зал. Здесь не только хорошо известная «Фантазия», но и редчайший портрет, который в советские времена выставлялся всего два-три раза: «У гроба Ленина». Петров-Водкин был одним из немногих, кому разрешили делать эскизы во время прощания с вождем революции.
«Англичанин найдет здесь для себя немало интересного, но также узнает многое об искусстве России этого времени и об истории России», - уверена куратор выставки Наталья Мюррей.
Здесь не только живопись, но и лучшие образцы агитплаката и агитфарфора. Советский Палех представлен работой «Пятнадцать лет Красной Армии», а под кинохроникой парадов физкультурников - культовые фотографии Александра Родченко. Картины Казимира Малевича разместили именно так, как в 1932 году пожелал сам художник.
«Должна признаться, мы хотели буквально следовать его плану, но потом испугались: посетители подумают, что мы с ума сошли, вешать картины так высоко», - говорит куратор выставки Анн Дюма.
Чтобы британцы лучше ощутили дух времени и советский быт, в классических интерьерах академии художеств воссоздали комнату рабочего. Такой ее представлял великий конструктивист Эль Лисицкий. Посетителям, правда, объясняют, что в реальной жизни рабочие жили в других условиях.
Взлет советской индустрии - в отрывках документальных фильмов Дзиги Вертова; полет фантазии другого гения русского авангарда - под лепным потолком парит сказочная птица-самолет «Летатлин», крылатое создание Владимира Татлина.
«Почти как птица. Это неудивительно. Татлин изучал эскизы Леонардо да Винчи, его работы о природе полета. Он изучал анатомию птиц», - поясняет Анн Дюма.
Выставка - как уникальный калейдоскоп русского искусства: Марк Шагал, Василий Кандинский и Александр Самохвалов. Его «Девушка в футболке» на международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Это один из самых светлых и лиричных портретов эпохи великих строек и сталинских репрессий.
«Революция» - выставка не для эстетов, а, как выразились организаторы, для людей, желающих понять Россию, продлится до середины апреля.