Армия Сирии освободила от боевиков почти все районы Алеппо
Под контролем террористов в Алеппо остается территория, не превышающая трех квадратных километров. Об этом сегодня сообщили в российском Центре примирения враждующих сторон. Сирийские власти освободили более 98% города. За прошедшие сутки бандитов выбили из одиннадцати кварталов. Всего в безопасные места выведено около 110 тысяч мирных граждан. Почти половина из них — дети.
Правительственные войска сейчас подавляют последние очаги сопротивления боевиков. О полном освобождении города может быть объявлено в ближайшие часы. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в сирийском командовании.
Несколько часов назад правительственные силы взяли под контроль квартал Аль-Фардус, и это известие вызвало всеобщее ликование. Люди посчитали, что битва за Алеппо закончена, и начали поздравлять друг друга с освобождением города. Между тем, появились сообщения, что некоторые террористы пытаются затеряться среди мирных граждан.
Он говорит, что его зовут Юсеф Диб. Что руки его чисты - за три года службы на боевиков группировки «Аль-Джебха аш-Шамия», мол, даже оружия не держал. Уверяет: фактически писарем в штабе отсиделся, работал клерком в канцелярии шариатского суда. Вот только задержали его в гуманитарном центре - скрывался среди мирных жителей.
«Какие дела рассматривал суд?» - спрашивают у него.
«Кражи, мошенничество, убийства. Отдельным пунктом была статья о сотрудничестве с режимом Башара Асада. С 2014 по 2016 год вынесли примерно 25 решений о смертной казни. Я думаю, людей казнили, чтобы запугивать население. Казни проходили показательно - на улицах, чтобы остальные жители боялись и не сотрудничали с сирийскими властями» - рассказывает Юсеф Диб.
Даже если не убивал людей сам, он был частью кровавого механизма - работал на группировку «Аль-Джебха аш-Шамия», которая запрещена в России. Эта группировка причастна к гибели десятков мирных жителей. Ее боевиков обвиняли в применении химического оружия в Алеппо - белого фосфора в августе этого года.
«Самая влиятельная группировка в Восточном Алеппо, думаю, «Нур Аль-Дин Аль-Зенки». После них «Ахрар аш-Шам». И «Джабхат ан-Нусра». Между «Ахрар аш-Шам» и «Нусрой» отношения довольно тесные. Но с нашей они не очень ладили. Они считают, что мы чересчур умеренные», - рассказывает бывший боевик.
В чрезмерной умеренности обвиняли террористические группировки, запрещенные во многих странах, а самая влиятельная, по его словам – «Нур Аль-Дин Аль-Зенки», та самая, головорезы которой в июле варварски казнили мальчика. Его обвинили в поддержке Башара Асада и обезглавили на глазах у всего мира.
Допрос боевика из Восточного Алеппо снимали и зарубежные журналисты, вот только признания его идут в разрез с западной риторикой. По его словам, в захваченных кварталах не оппозиционеры, а адский коктейль из террористов и убийц, среди которых - множество иностранных наемников.
«У нас в суде я видел египтян, ливийцев, выходцев из Туниса, из Узбекистана, Африки. Слышал, что были и саудиты. Больше всего иностранцев воюют за «Джабхат ан-Нусру». Их цель - это доллары. Прибыль», - говорит Юсеф Диб.
Страшная находка в освобожденном районе - не для слабонервных. Обожженный череп в городском парке Восточного Алеппо.
«Это лишь одно свидетельство преступлений боевиков. Они казнили госслужащих, которые оказывали помощь сирийскому правительству. В этом парке их убивали и сжигали тела», - рассказывает староста района Ханану.
И таких свидетельств множество. Школа - боевики превратили ее в неприступную крепость. Огневые точки на детских площадках, бойницы - в кабинетах. Куда уходит детство, отчетливо понятно в этих стенах. Школьников здесь не было несколько лет, уроки не проходили. Если здесь чему-то и обучали, то только науке убивать. В классах боевики устроили склады боеприпасов. Вот газовые баллоны. Отсюда же ими обстреливали город. Вот самодельная минометная установка, она направлена на жилые кварталы. Конструкция только кажется примитивной - на самом деле смертоносное оружие.
«Метание баллона происходит на дистанцию до трех километров, и баллоны могут начинять поражающими элементами – шары, гвозди, осколки какие-то, металл. При разрыве идет большая площадь поражения осколками», - поясняет командир группы разминирования международного противоминного центра ВС РФ Иван Громов.
От учебного заведения не осталось ничего. Стены пробиты - кабинеты превратились в боевые лабиринты. На верхнем этаже еще одна огневая позиция. Рядом манекен, обманка для снайперов сирийской армии. В подвале - подземный ход, он заминирован.
«Это один из многочисленных тоннелей, которые боевики тут выкопали. Они пытались добраться до позиций сирийской армии, чтобы подорвать их», - рассказывает местный житель Маахир Кырд.
Теперь здесь - фронт работ для российских саперов. Скоро должны возобновиться занятия. Это - бывший кабинет истории. Здесь детям будут рассказывать и про нынешнюю, самую кровавую страницу в летописи государства.