Франция распечатывает стратегические запасы топлива
К экстренной мере пришлось прибегнуть после того, как стало очевидно: бензиновый кризис усугубляется. Уже закрыта каждая третья заправка. Массовые протесты и забастовки против трудовой реформы все больше погружают страну в хаос. И это - за пару недель до открытия Чемпионата Европы по футболу.
Стены огня от пылающих покрышек, баррикады, оборонительные рвы на дорогах. Подступы ко всем НПЗ и нефтехранилищам во Франции сейчас больше напоминают полосу препятствий, а местами превращаются в поля сражений.
Полиция пустила в ход водометы после почти недельной осады нефтебазы. Бензиновый голод заставляет власти идти на крайние меры. Впервые с 2010 года распечатаны стратегические запасы топлива. При самом худшем развитии ситуации их должно хватить на три месяца. Но правительство предпочитает не дожидаться худшего, а действовать прямо сейчас.
«Прежде всего, необходимо снять блокады на заправках, нефтехранилищах и в портах. Мы думаем, французы имеют право получать необходимое топливо, а не стоять по несколько часов на заправках. Мы используем и дальше будем использовать силы полиции. И я хочу похвалить их работу и хладнокровие», - отметил премьер-министр Франции Мануэль Вальс.
На заборе около заблокированного НПЗ импровизированное чучело премьер-министра. Под ним призыв: «Вальса в отставку!» Он в глазах протестующих стал главным виновником кризиса, когда силой в обход голосования провел через нижнюю палату парламента закон о трудовой реформе, который, по мнению французов, значительно осложнит им жизнь. Работать больше за меньшие деньги они не хотят, и, несмотря на разгоны акций протеста, профсоюзы, похоже, сдаваться не собираются.
«Мы знали, что нас разгонят. Посмотрите, сколько там полицейских машин - по одной на каждого протестующего - сопротивляться было бессмысленно. Но я - не нарушитель! Я - отец, у меня есть семья, и я гражданин Франции, который видит, что в этой стране не все в порядке. И я не хочу, чтобы мои дети жили хуже, чем мы. Поэтому мы будем бороться до тех пор, пока власти не откажутся от этого закона», - говорит Вилли Данс.
Масштабы протеста растут с каждым днем. Накануне был заблокирован порт в Марселе - 29 танкеров простаивают неподалеку от берега. Суточную забастовку объявили железнодорожники. Сегодня к ним присоединились сотрудники всех атомных станций страны. О готовности присоединиться к акции заявили авиадиспетчеры и таксисты, а это уже грозит транспортным коллапсом.
Тем временем очереди на заправках все длиннее. При этом полный бак нигде не заливают. Многие французы, уставшие от этой охоты за топливом, уже не так уж и солидарны с профсоюзами.
По данным французских СМИ, сейчас около трети АЗС в стране закрыты или оказались на грани закрытия из-за дефицита топлива. Еще три дня назад не работала каждая десятая заправка. Жители северных районов едут заправляться в соседнюю Бельгию, и теперь там тоже боятся топливного кризиса, по крайней мере, в приграничных районах.
При этом у бельгийцев те же проблемы. Правительство объявило о трудовой реформе. Люди вышли на улицы. Акции протеста быстро переросли в погромы. Брюссель накануне погрузился в хаос.
Ни в Бельгии, ни во Франции власти, несмотря на протесты, отступать не намерены. Говорят: слишком вольготная жизнь трудящихся не адекватна текущему экономическому моменту. Многие компании на грани разорения. Впрочем, люди, привыкшие мало работать и много получать, прежде всего, в виде социальных гарантий, расставаться с такой жизнь не хотят и обещают новые массовые акции протеста.
И все это в преддверии чемпионата Европы по футболу, хозяйкой которого будет как раз Франция. Страну ожидает наплыв сотен тысяч болельщиков, многие из которых собирались приехать на машинах. Для того чтобы решить топливный кризис, у французских властей остается две недели.