Что может дать человеку каллиграфия, и является ли почерк отражением характера?
Это искусство зародилось около полутора тысяч лет назад на Востоке. Тогда им могли овладеть только самые талантливые и образованные люди. Но и сейчас это мастерство подвластно единицам. В век, когда все мы постепенно разучиваемся писать ручкой, каллиграфия, а речь идет именно о ней, стала уникальным способом передачи мысли.
Прямая спина, напряженные руки, полная сосредоточенность. Процесс одиночества - так сама Надежда называет свое увлечение. Каллиграфией она занимается уже несколько лет.
Говорит, сначала казалось, что воспроизвести все эти штрихи и точки под силу любому школьнику. Со временем поняла, что работа каллиграфа - сродни ювелирной. За каждым мгновенным и точным движением кисти лежат десятилетия ежедневных тренировок.
Надежда Пьянкова, каллиграф: "В каллиграфии нельзя исправлять. Мы привыкли, что все можно поправить, доделать, выштриховать. А это мастерство, которое возвращает нас к канонам, традициям того, что мастерство должно быть отточенным".
Издавна во всем мире каллиграфию называли искусством совершенства. Тысячи лет назад качественная тушь, бумага и кисть по цене приравнивались к золоту и передавались по наследству.
Современные каллиграфы одной бумагой не ограничиваются. Сегодня элементы замысловатых букв имитируют в танцах, восточных единоборствах и живописи. К примеру, арабский каллиграф Нджа Махдауи - единственный в мире мастер, который расписывает символами самолеты, оформляет здания дворцов, перекладывает их на витражи и даже на ковры.
Нджа Махдауи, каллиграф: "В моей каллиграфии нет никакого смысла. Это просто элементы букв арабского алфавита. Но когда они выстраиваются в идеальный орнамент, вещь как будто оживает и приобретает особый сакральный смысл".
Французский поэт Бруно Нивер не любит, когда его произведения сухо называют каллиграфией. Это не просто буквы, вплетенные в узор красочных образов, а зашифрованное стихотворение. В одном из своих творений, которые Бруно называет "стихокартинами", букву "К" он замаскировал под летящую стрекозу, а буква "Т" полетела к солнцу и звездам. Впрочем, на этом Бруно не ограничился и перенес свою поэзию на стихоплатья.
Бруно Нивер, поэт-каллиграф: "Печать, сургуч - превратилась в круги. То есть, картина переложена в объеме на платье, и получается, что это движущая картина".
Российский каллиграф Юрий Ковердяев, напротив, сам стихотворения не пишет, но умеет ими написать портрет. Каждая линия состоит из десятков крошечных букв, выполненных по всем правилам каллиграфического искусства.
Когда-то он работал на Гознаке и участвовал в разработке дизайна современной пятидесятирублевой купюры. Говорит, чтобы на деньгах изображение было четким, его рисовали в виде резцовой гравюры. Позже эту технику он взял за основу для своих рукописных портретов.
Юрий Ковердяев, каллиграф: "Я работаю остроконечным пером, где принципиален нажим и ритм нажима, чтобы он шел с определенным наклоном и в определенных местах. Каждый штрих должен звенеть, как на Гознаке говорят".
Сейчас Юрий работает над портретом Александра Пушкина. Пока готов лишь эскиз. Вскоре причудливые вензеля и змейки он заполнит строками из Евгения Онегина. Тогда, смеется, не исключено, что у современных школьников появится шанс увидеть русскую классику в ином свете.
Юрий Ковердяев, каллиграф: "Образцы каллиграфии - это образцы такой красоты, которая есть сейчас, и которая уж точно сохранится и дальше. Она будет, я надеюсь, жить вечно!"
Гость в студии – кандидат психологических наук, графолог Лариса Дрыгваль.
Ведущая: Можно ли узнать по почерку сокровенные тайны человека, и о каких болезнях могут сигнализировать крючки и закорючки, которые мы выводим на бумаге? Об этом расскажет кандидат психологических наук, графолог Лариса Дрыгваль.
Считается, что по почерку можно определить абсолютно все, от характера до семейного положения. Насколько точны эти выводы?
Гость: Графологический анализ позволяет делать очень точные и объективные заключения о характере человека, о его особенностях, проблемах, комплексах. Но не нужно делать выводов о семейном положении, или о том, сколько будет детей, или сколько человек проживет вообще".
Ведущая: Имеет ли значение для графолога, какой ручкой человек пишет, или на какой бумаге?
Гость: Конечно, имеет. Для проведения качественной графологической экспертизы необходимо писать шариковой ручкой на чистом листе бумаге формата А4, и только свободный текст.
Ведущая: О чем говорит, например, тот факт, что человек, заполняя документы, пишет достаточно красивыми, ровными буквами, а если пишет какую-то домашнюю заметку, какое-то напоминание, получаются каракули? О чем это говорит?
Гость: Вообще, читабельность почерка напрямую связана с тем, насколько мы хотим быть понятными другим людям, то есть, социальными навыками.
Ведущая: Сразу вопрос о почерке врачей. Почему же у докторов всегда такие непонятные записи?
Гость: Зачастую это отражает высокий интеллект врачей, их необходимость в профессии делать быстрые заключения на основании многих, многих данных. Зачастую это также и психологическая защита. Врачи эмоционально отстраняются от проблем своих пациентов, и поэтому почерк со временем становится менее читабельным.
Ведущая: Я слышала такую версию, что если буквы очень правильно вырисовываются, и практически детский почерк, это говорит о не совсем хорошем психическом здоровье человека.
Гость: Это говорит не столько о психическом здоровье, сколько вообще о личности. Это отражение действительно несамостоятельного, шаблонного, стереотипного мышления и более инфантильного детского поведения.
Ведущая: Психические заболевания можно определить по почерку?
Гость: Болезни смотрятся на глубинном уровне почерка, в виде микроскопических изменений в штрихе. Это могут быть какие-то точки на определенных местах букв, которые повторяются в течение всего текста. И это и будет показывать, что почему-то психика, психомоторика дает сбой в этом месте. Значит, там есть какая-то, действительно, и физическая, может быть, проблема.
Ведущая: О чем говорят размашистый почерк и само направление строчек? Ведь иногда люди пишут, и их строчки начинают "скакать" в разные стороны, или стремятся к одному углу.
Гость: Нужно скорость определить, при какой скорости происходят эти скачки. Например, при очень высокой скорости письма, если человек постоянно вверх пытается забраться...
Ведущая: У детей так часто, кстати, бывает, они все время выбегают за строчки...
Гость: …это энтузиазм, вовлеченность в процесс, какая-то активная натура. Личностью движут идеи, цели, устремленность. Иногда говорят, что строчки, если падают, значит, что-то депрессивное, пессимистическое. Это неправда. Не всегда. Нужно почерк посмотреть, и зачастую это говорит просто о практической жилке человека, о реалистическом начале, и там нет места пессимизму.
По почерку человека можно узнать многое о его характере. Например, мелкие ровные буковки зачастую говорят о собранности и педантичности, а "детский" почерк, как правило, выдает несамостоятельных, инфантильных людей.
Распространенное мнение о том, что если строчки "падают" вниз, значит, человек страдает депрессией, ошибочно. Такой почерк, наоборот, свидетельствует о том, что перед вами реалист, который трезво смотрит на жизнь.
Кстати, для графолога имеет большое значение, как и на чем пишет человек. Выводы можно делать, если произвольный текст написан шариковой ручкой на большом чистом листе бумаге.
О многом может рассказать и наша подпись. Например, короткий автограф обычно ставят собранные, амбициозные люди. А витиеватая подпись с множеством закорючек означает, что человек хочет произвести на окружающих впечатление.
По почерку можно поставить и диагноз. Правда, болезнь отражается в строчках и буквах, если человек постоянно думает о своем недуге и переживает из-за него.