Российские вертолетчики 28 октября отмечают свой профессиональный праздник
День армейской авиации - это праздничная дата для тех, кто всегда готов придти на помощь войскам на земле. На этой работе от пилотов требуется предельное мастерство и концентрация. Именно поэтому российские летчики тренируются практически круглосуточно.
Репортаж Ивана Прозорова.
В Тульском вертолетном полку прошли ночные полеты с участием боевых и транспортных вертолетов. В них приняли участие эскадрильи лейтенантов и офицеров, которые недавно прибыли служить в полк из летных училищ и академий. Задача вертолетчиков - обнаружить врага и эвакуировать пострадавших в полной темноте. Для многих это первые полeты в таких сложных условиях.
Огненный тайфун на старте - боевой "Ми-24" запускает двигатель. Такое происходит каждый раз, объясняют военные. В небо поднимается пара "двадцать четвертых" и транспортные "Ми-8".
Целая боевая команда: разведчики, штурмовики и радиолокационная станция. Земли не видно, летят по приборам, а вертолeт напарника угадывается лишь как мигающий огонeк где-то впереди. И в этих условиях должны пройти полeты по контрольным точкам, тактическое бомбометание и упражнения на слаженность действий.
Александр Жирнов, командир 490 отдельного вертолетного полка: "Вертолет, когда в воздухе, он в любом направлении может смещаться. Все мы помним, когда учились кататься на трeхколесном велосипеде, как было тяжело на двухколесном. А здесь в три раза больше степеней свободы, то есть шесть!"
Укрощение строптивого "Ми-8": на одном месте нужно зависнуть на несколько минут, происходит имитация спасательной операции. Любой летчик подтвердит: удержать многотонную машину в одной точке – это самое сложное.
Для Алексея Степанова происходящее сегодня - почти что экзамен. Год назад он пришeл сюда из авиационного училища и уже получил допуск к ночным вылетам, правда, пока только в качестве штурмана: так начинают все выпускники.
Алексей Степанов, лeтчик-оператор: "Ориентиры немного другие. Может населенный пункт или какая-то деревня слабо освещаться, или вообще не освещаться. Поэтому ночью выполнять все маневры значительно сложнее, чем днем".
Летать и днем, и ночью, и в самых сложных метеоусловиях в любой точке мира - для этих летчиков - программа максимум. Здесь их учат буквально всему: от перевозки груза до уничтожения боевиков. Это и есть задачи армейской авиации: в неe со дня образования входят только вертолeты.
С самого начала армейская авиация задумывалась как вспомогательная. То есть, никаких боевых действий: исключительно поддержка, обеспечение и любая посильная помощь Сухопутным войскам и ВВС. Но эксперты со временем поняли: вертолeты - грозное оружие и в некоторых условиях без них просто не обойтись.
Без вертолетов не воевали ни в одной горячей точке, в горных ущельях они просто незаменимы. Появилось даже понятие "вертолeтная война".
С изношенной техникой война ожесточеннее, разводят руками инженеры. Почти всем вертолетам уже за тридцать. Пока спасает советский запас прочности, но бесконечно ремонтировать "Ми" не получится. Недавно у одного из "Ми-24" отказал левый двигатель, к счастью, ещe на земле, за несколько минут до взлeта. Полeты отменили до выяснения причин.
Андрей Рыкалин, командир вертолeтной эскадрильи: "Трудно определить. Может быть, она и 20 лет проходит, может быть и 30, может быть и 40. Но это металл, понимаете? Усталостную прочность металла трудно рассчитать, даже если кто-то прозванивает, смотрит, есть ли микротрещины".
Сейчас сидеть на земле летчикам не приходится. Три дня полетов в неделю - в девяностые годы о таком только мечтали. Сегодня мечтают о новых вертолетах. Их уже окрестили "ночной охотник": они и быстрее, и выше, и мощнее. Здесь понадобится серьезная летная подготовка, говорят асы, так что нужно тренироваться ещe больше.