Как объяснить ребенку, что на свете у всех разные возможности?
Одна из самых острых проблем в воспитании - как объяснить ребенку, что равенство осталось в далeком прошлом, и какой бы доход ни был у семьи - пропасть и в ту, и в другую сторону. Как же быть, чтобы малыш в любом случае рос гармоничным и уверенным в себе человеком?
Несколько раз в неделю тринадцатилетний Иван приходит в психологический центр и занимается со специалистом. Поднимает самооценку. В родной школе Ивана над ним издеваются, оскорбляют и даже бьют. И всe потому, что мальчик из небогатой семьи, скромно одевается и не может себе позволить многое из того, что есть у его более обеспеченных одноклассников.
У Егора та же проблема. Семья со скромным доходом, а мальчик учиться в престижной школе. И каждый день подвергается насмешкам и побоям. Учителя попустительствуют. Егор терпит и посещает психолога.
Единственный выход для Егора - сменить школу. Многие ребята, оказавшись в подобной ситуации, так и делают. Бедные идут в школу попроще, где сверстники одного с ними социального уровня. Дети богатых родителей - в дорогие и престижные школы. И, вроде бы, нет проблем. В этой подмосковной школе бедности не место. Учебное заведение негосударственное, год занятий стоит почти полмиллиона рублей. Но даже в таких школах могут отыскаться очень богатые и просто богатые. А значит, неизбежно появятся и элита, и изгои.
И учат. В школе ученику не на что тратить деньги - питание оплачено заранее. В классах от одного до десяти человек. Когда детей так мало, они стараются не ссориться. И, наконец, педагоги каждый день внушают молодeжи - может быть, по одeжке и встречают, но провожают всегда по уму. В итоге, в одной из самых дорогих школ Москвы, дети одеваются скромно.
В этой московской школе попробовали доказать, что бедные и богатые могут учиться вместе. И избегать конфликтов. Педагоги сделали все, чтобы "крутым" считался не тот, у кого больше карманных денег, а тот, у кого больше пятeрок в дневнике. И вроде бы опыт удался.
Надежда Гарниш, заместитель директора школы: "Дети - это есть дети. И их взаимодействие никак не должно зависеть от их какого-то уровня. Какие у них семьи - богатые или бедные - это, наверное, всe-таки заслуги их родителей. А дети - у них ещe будет очень много возможностей попасть в какой-то тот или иной социальный класс".
Лев Левин, ученик 9 класса: "Мне интересен сам человек, а не то, как он одет или какой у него мобильный телефон. Если человек мне нравится и мне есть с ним о чeм поговорить, то я дружу с ним - и никаких проблем".
Ивану о такой идиллии пока приходится только мечтать. Занимаясь с психологом, он придумал собственный план. Сейчас записался на борьбу, и скоро сможет дать отпор обидчикам. А когда вырастет, мечтает стать банкиром. И тогда вновь встретиться с теми, кто когда-то его унижал.
Ведущий: "Теперь всем пришлось смириться, что есть и будут сказочно богатые и невыносимо бедные. Правда, сложнее всего это понять детям. Как им объяснить, как не позволить им почувствовать себя ущербными или обделенными. Как не стать изгоем. Об этом мы попросили рассказать сотрудника НИИ семьи и воспитания Академии образования Оксану Кучмаеву.
Ребенок не может не замечать, что у Васи красивый велосипед, у Маши дорогой телефон, у кого-то еще что-то, а у него все самое дешевое и старое, от старшего брата осталось. Что родители должны сказать, чтобы объяснить, почему так происходит?"
Оксана Кучмаева: "В принципе я не идеализирую ситуацию, понятное дело, что все мы оказываемся в разном, в том числе в материальном положении. Но, как показывают исследования, что зачастую важнее не то, сколько реально человек получает, а то, как он сам оценивает свой уровень дохода, свой уровень жизни. Если, безусловно, родители очень грустят по этому поводу, если им самим обидно, что не только у Васи такой хороший велосипед, а у соседа такая хорошая машина, а у меня ее нет, то, естественно, эти оценки они будут скорее передаваться вольно или невольно ребенку, и он будет чувствовать себя в более плачевном состоянии".
Ведущий: "Другая ситуация с другой стороны. Ребенок из обеспеченной семьи. Вот как родители должны ему объяснить, что не надо хвастаться, не нужно выставлять напоказ свой телефон, свой велосипед или еще что-то? И как ребенку в этой ситуации не настроить против себя одноклассников?"
Оксана Кучмаева: "Опять же, очень многое зависит от родителей, то есть, как родители себя ведут. Если папа также кичится, позволяет себе эти высказывания, так скажем, на кухне там, в доме, в семье, то, естественно, несмотря на то, что как бы он потом грозно ни грозил пальцем своему сыну или дочери и говорил, что так поступать нельзя, ты меня позоришь, стиль-то поведения человек впитывает дома. Он видит, как себя ведут родители. А как раз на такие компромиссы-то в отношении с родителями идти не хочется. Если можно тебе, то почему я должен себя вести по-другому".
Ведущий: "А как ребенку объяснить, что вот мы себе то-то и вот это вот мы не можем себе позволить это в принципе, а не то, что у нас сейчас просто нет денег, вот подожди зарплаты, мы тебе купим".
Оксана Кучмаева: "Опять же основная, наверное, роль, хотя я повторяюсь, это не жалеть времени на общение с детьми. Общаться с ними, объяснять им, а не просто кричать и дергать за руку: "Замолчи, я тебе уже говорила, у нас сейчас нет денег". То есть с тем, чтобы человек маленький не замыкался, понимал, что он просто не получает ответа от родителей, может быть, им просто не хочется с ним разговаривать, вот, а его цель, его желание все равно остаются с ним".
Ведущий: "Родители не слишком много зарабатывают. Это их тревожит, это их беспокоит. Вот как они могут, наступив, так сказать, на себя, использовать все-таки вот богатство как стимул для того, чтобы ребенок учился. Сказать, вот знаешь, вот у меня не очень получилось, но ты, если будешь хорошо заниматься, будешь стараться, трудиться и терпеть, ты в конце концов купишь себе и "Мерседес", и там всe-всe остальное".
Оксана Кучмаева: "Надо попытаться апеллировать к ребенку, что вот если ты, допустим, поступишь таким-то образом, если ты будешь уделять должное внимание, посмотри, какие есть интересные специальности, какие есть интересные профессии, то ты найдешь себе что-то по нраву. И если ты, скажем, будешь хорошо учиться, то ты сможешь здесь достичь вершины и зарабатывать хорошие деньги".
Ведущий: "Имеет ли смысл, когда богатые селятся в одном квартале, бедные селятся в другом. У каждого свои магазины, свои салоны, магазины одежды и школы, и никаких проблем, и никаких вопросов?"
Оксана Кучмаева: "Место жительства человека во многих странах, во многих исследованиях является одним из критериев, которое определяет вообще принадлежность человека к тому или иному социальному статусу, к той или иной социальной группе. Поэтому здесь не стоит как бы преувеличивать проблему. То есть, это тенденция, которая, наверное, будет проявляться и у нас в России. И здесь я просто скажу: "Ну, можем к этому относиться плохо или хорошо, но это будет".