Латвийские рыбопромышленники надеются на Россию
Во вновь принятых странах ЕС проходит эйфория после масштабных торжеств по поводу их вступления в Европейский Союз. Многие только сейчас начинают понимать, что главные трудности - впереди. Из Латвии - репортаж Натальи Васильевой.
Балтийское море отныне внутреннее море Евросоюза. Об этих геополитических изменениях на побережье знают, пожалуй, все. Кроме балтийской кильки. Но ей-то в общем все равно — в какие сети она попадет. Не все равно рыбакам.
Латвийские рыбаки весла пока не сушат, но оптимизма мало. Вот Маднис - потомственный рыбак. О перспективах говорит так — "скоро нас занесут в Красную книгу, и понятие латвийский рыбак будет фигурировать только в учебниках истории". И поясняет: закупочные цены не радуют - еле на бензин хватает.
Главные конкуренты латвийских рыбаков — шведы и датчане. Они всегда были конкурентами. Но теперь конкуренты из дружественных союзных стран могут ловить кильку и у побережья Латвии. Латыши тоже могут ловить у шведских берегов. Смогут ли? Большой вопрос. Оснащение судов у многих еще старое - советское. Кроме того, по европейским нормам, рыбаки должны приобрести оборудование для отпугивания от дрейфующих сетей дельфинов. Мало кого интересует, что дельфин в Балтийском море - гость редкий. Таковы нормы ЕС. И раскошеливаться рыбакам придется. В борьбе за дельфинов рыбаки могут обанкротиться. Светлое европейское будущее для них пока в весьма мутной воде.
Латвийские шпроты уже штампуются с пометкой "Сделано в ЕС". Это предприятие имеет европейский сертификат. Но таких меньшинство. Да и сертификат - не панацея от банкротства, а только прописка на еврорынке.
Василий Илюшин, исполнительный директор рыбоперерабатывающего завода: "Они нас с нашими шпротами не поймут; да и мы их сладко-кислые продукты тоже, наверно, не поймем".
Здесь ждут обещанных дотаций и подстраиваются под евродирективы. Придутся ли к столу латвийские шпроты в Европе - вопрос не только качества, но и вкуса. Неизменные ценители этого продукта живут за пределами Евроюза - это Россия. На нее надеются латвийские рыбопромышленники.