Одна из старейших газет Франции «Юманите» отметила столетний юбилей
Политический деятель Жан Жорес основал эту газету 18 апреля 1904 года, и тогда "Юманите" считалась рупором социалистов. Потом ее направление изменилось, и "Юманите" стала печатным органом французской компартии. В былые времена газета имела 200-тысячный тираж, собственных корреспондентов во многих странах мира и даже соперничала с такими монстрами газетного дела, как "Монд" и "Фигаро".
А в Советском Союзе для многих граждан "Юманите" представляла фактически всю французскую прессу. После распада СССР тираж "Юманите" упал в три раза.
Подобная участь постигла многие газеты коммунистических партий других стран. Например, печатный орган коммунистической партии Великобритании - газета "Монинг Стар" резко снизила тиражи. Сегодня "Монинг Стар" отражает позицию левых партий и профсоюзов.
Бывший рупор коммунистической партии США - газета "Дейли Уорлд" в свои лучшие времена, в середине 70-х годов прошлого столетия выходила 7 раз в неделю. 10 лет назад компания, издававшая газету, перестала существовать. С тех пор тиражи "Дейли Уорлд" снизились в десятки раз.
А газета итальянских коммунистов "Унита" из-за недостатка финансирования была закрыта четыре года назад. На тот момент долг издания превышал 30 миллионов евро.
Тем не менее, во Франции, где традиционно сильны позиции левых, "Юманите" продолжает оставаться влиятельной газетой. По случаю столетнего юбилея в главном зале Центра науки и промышленности в Париже были организованы грандиозные праздненства. Из Парижа - наш корреспондент Олег Шомер.
Столетие газеты французских коммунистов решено отмечать с размахом. Этот Дворец спорта стал местом торжеств. К столам пригласили более 5 тысяч человек. Самую активную часть левого электората. По статистике, 78 процентов французов знают газету "Юманите", но читает ее лишь один человек из ста.
Колосс на глиняных ногах, говорят о ней сегодня. А вот похвастаться таким долголетием не может никто. За свою столетнюю историю газета, основанная в апреле 1904 года социалистом Жаном Жоресом, знавала и лучшие времена. Пожалуй, пик ее популярности пришелся на 50-60-е годы прошлого века, когда левое движение во Франции было на подъеме. Выступать на страницах "Юманите" считали тогда за честь видные политики, писатели, актеры. Даже Жерар Филип был одно время членом редколлегии. А тиражи издания переваливали за 200 тысяч, обгоняя даже такие гиганты, как "Монд" и "Фигаро". Газета была настолько популярной, что, не сомневаясь в поддержке народа, даже выступила с призывом объявить день смерти Сталина днем национального траура во Франции. В этой статье.
Связи французских и русских коммунистов были такими крепкими, что легко преодолевали языковой барьер.
Корр: "Вы коммунист?"
Гость (по-русски): "Конечно".
Коор: "Почему?"
Гость: "А почему нет? Это натурально... Привет, Россия, много привет!"
Для этого члена партии быть коммунистом также естественно, как для этого - быть похожим на основателя научного коммунизма.
Гость: "Нет, я не Карл Маркс, не пугайтесь, но горжусь внешним сходством с ним. Я простой боец за социальную справедливость".
Коммунисты меняют тактику борьбы и впервые демонстрируют ее на празднике своей газеты. Если раньше они пытались докричаться до своего электората, то теперь стараются "дошептаться". С помощью вот таких приспособлений. Это называется индивидуальная агитация на расстоянии вытянутой трубки. Посторонний шум не мешает, слышен только интимный шепот о равенстве, братстве и попранных правах трудового народа.
Пьер Лоран, гл. редактор газеты "Юманите": "Сегодня наша газета выражает мнение всех социальных и антиглобалистских течений. Лозунгом нашего праздника стал призыв к будущим поколениям не отказываться от борьбы и читать нашу газету как минимум еще сто лет".
Все пожелания и обращения к потомкам транслировались на гигантском экране, установленном перед зданием, где проходили торжества. Видимо, рассчитывали на толпу собравшихся на улице и огромный интерес к происходящему внутри. Расчет, как и на победу коммунистических идеалов, снова не оправдался. Но от традиций все равно не отступили. И после сладкого все приглашенные на торжество дружно пели "Интернационал".