В Ираке арестован Саддам Хусейн
На кадрах, сделанных, по всей видимости, сразу после ареста, врачи проводят медицинский осмотр бывшего иракского лидера. За время бегства он отпустил бороду, которую сразу после ареста сбрили, оставив лишь усы. И лишь после этого он стал похож на самого себя, еще до начала войны в Ираке. Сейчас Хусейн дает показания американским военным, но где именно точно неизвестно.
По данным американской телекомпании CBS, его уже вывезли за пределы Ирака. Лидеры антииракской коалиции убеждены, что арест Хусейна позволит сделать шаг вперед на пути объединения общества и восстановления Ирака.
Но это скорее надежды. Уже сегодня вечером в Багдаде прогремели три мощных взрыва. Один из них - возле гостиницы Палестина, где живут иностранные журналисты. Данных о жертвах пока нет. Вполне вероятно, что пленение лидера может привести лишь к всплеску партизанской войны. А она с каждым днем становится все активнее. И одна из главных причин - действия самих американцев против мирного населения.
Из Ирака - наш специальный корреспондент Георгий Каптелин.
Пол Бремер, глава временной администрации Ирака был необычно лаконичен. Он почти сразу уступил микрофон генералу Риккардо Санчесу. Впрочем, и командующий войсками США в Ираке не раскрыл особых подробностей операции по поимке Саддама, вскользь заметив, что обнаружить Хусейна удалось практически случайно.
В пятницу разведка в очередной раз получила агентурные данные, о том, что сверженный президент Ирака скрывается в районе своего родного города Тикрита. Проверить надо было две фермы на окраине. Вечером в субботу туда направили спецгруппу - 600 солдат. Во время обыска они обнаружили вход в подвал, где на глубине двух метров и скрывался Саддам.
Кадры первого медосмотра. Военный врач пытается убедиться, что бородач и есть самый разыскиваемый человек в Ираке. Известно, что у Хусейна было несколько двойников, поэтому его бреют, оставляя, привычные усы. Дантист сличает слепки зубов с медицинской картой, проводится химический анализ крови. Результат экспертизы ДНК положительный. Это Хусейн.
Сопротивления он не оказал, при нем обнаружили только телефон и 750 тысяч долларов. Скрывался ли Саддам в этом подвале, который американцы уже назвали лисьей норой, все время с момента исчезновения в апреле, или менял убежища, пока не известно.
Сейчас в Тикрите не найдешь ни одного упоминания о свергнутом президенте. В то же время, местные жители говорят, что видели Хусейна здесь несколько дней назад.
Американские военные дали понять, что как раз один из жителей Тикрита и донес о тайном схроне Хусейна. За эти данные были обещаны 25 миллионов долларов и убежище в США. Имя информатора, естественно, держится в строжайшем секрете. Желающих отомстить предателю бывшего президента в Ираке достаточно. У него в Ираке осталось еще много сторонников. Но некоторые иракцы, называют Саддама трусом, за то, что он сдался живым. Есть и те, кто доволен таким исходом - в Багдаде и других городах на демонстрации вышли сотни ликующих людей, многие салютовали из автоматов в воздух. Впрочем, то, что Хусейн: находится в руках американцев, вовсе не означает, что в стране наступит порядок.
Генерал Санчес уже заявил, что можно ожидать нового всплеска сопротивления, как это случилось после уничтожения сыновей Саддама. По его словам, американские солдаты готовы ко всему. Однако именно готовность американцев действовать в Ираке все жестче, порой приводит к тому, что все больше иракцев берут оружие в руки, чтобы бороться с оккупантами.
Один из рейдов американского спецназа в том же Тикрите. Родной город Хусейна - северная вершина так называемого "суннитского треугольника", в который также входят города Рамади и Фалуджа. Именно здесь ежедневно войска коалиции несут потери, именно здесь особенно много сторонников Саддама. Поэтому спецоперации проводятся почти каждый день, точнее, каждую ночь. Нарастающее сопротивление и враждебное отношение местных жителей, все время держит американских солдат в напряжении. Временная администрация признается, что не знает, как справиться с проблемой. У армейского командования лишь один нехитрый рецепт - максимально ужесточить методику поиска иракских партизан.
С наступлением сумерек в район, выбранный для очередной зачистки, вводится тяжелая бронетехника, с воздуха ее прикрывают вертолеты. Затем в квартал с разных направлений входят подразделения спецназа. Сжимая кольцо, солдаты врываются в каждый дом. Ищут участников сопротивления и оружие. Задерживаются все без исключения мужчины и подростки. На голову им надевают платяные мешки или - даже обычные пластиковые пакеты, в которых невозможно нормально дышать. Руки стягивают за спиной новомодными пластиковыми наручниками. Задержанных, словно скот, метят красным фломастером. Прямо на шее пишут имя и номер дома, где произошел арест. Позже всех собирают на какой-нибудь площади, чтобы провести осмотр и допрос. Солдаты при этом особо не церемонятся. После обыска в помещениях остается настоящий разгром, часто приходят сообщения и о рукоприкладстве.
Если же в доме находят оружие, то с его хозяином начинают обращаться как с врагом, захваченным на поле боя. Мужчин арестовывают и отправляют в фильтрационные лагеря. При этом семья остается в полном неведении, где искать своих близких. В последнее время, американские военные стали прибегать и к практике устрашения и превентивного наказания населения - здания, в которых найдены тайники, уничтожаются. По ним наносят ракетный удар вертолеты.
Час Фримен, американский дипломат в отставке, 30 лет работал на Ближнем Востоке: "Проводя такую политику в захваченном Ираке, США только способствуют тому, чтобы он стал очагом терроризма. Теперь иракцы думают, что хороший американец - это мертвый американец".
Шейх Мухаммед Исмаил Аль Гура Ири, мулла мечети Омара в Багдаде: "Священнослужителям во время пятничной молитвы и проповеди, американцы запрещают упоминать о случаях жестокого обращения солдат с местным населением. Но мы перестанем говорить об этом только тогда, когда чужеземцы, с оружием врывающиеся в наши дома, уберутся из Ирака".
Влиятельная британская газета Гардиан на этой неделе сообщила, что жесткой тактике борьбы с сопротивлением населения американский спецназ обучают специалисты израильской армии. Военные консультанты Цахала работают на базе Форт Брэгг в Северной Каролине. Журналисты отмечают, что такие приемы, как установка колючей проволоки вокруг целых поселков, снос домов и арест родственников боевиков, в точности напоминают происходящее на палестинских территориях. А то, что в случае неповиновения американцы открывают огонь на поражение даже в жилых кварталах, вызывает в памяти вьетнамские события тридцатилетней давности.
По данным международных правозащитных организаций с начала второй войны в Заливе, в Ираке погибло более 10 тысяч мирных граждан, еще около 30 тысяч человек были ранены.