Российские ученые восприняли Нобелевскую премию Абрикосова и Гинзбурга как давно ожидавшееся событие
Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург и Энтони Леггет получили Нобелевскую премию за новаторский вклад в теорию сверхпроводников.
Сверхпроводящие материалы применяются для формирования изображения в приборах медицинской диагностики, таких как магнитные сканеры и магнитные резонаторы. Они также широко используются в ускорителях частиц в физических исследованиях. Сведения, связанные со сверхтекучими жидкостями позволяют глубже проникнуть в процессы, происходящие в материи в ее нижайшем и наиболее упорядоченном энергетическом состоянии. То есть все очень серьезно. Но физики на то и физики, чтобы иногда быть лириками.
Для академика Виталия Гинзбурга присуждение Нобелевской премии стало полной неожиданностью. Когда россиянина проинформировали об этом, он сказал: "Как прикажете мне воспринимать это - как шутку?! Нобелевская премия в 87 лет - это многого стоит".
Сегодня российских ученых с победой поздравил президент Владимир Путин.
Наш корреспондент Олеся Кузина сегодня встречалась с лауреатом Нобелевской премии. Сейчас ее репортаж.
Виталию Гинзбургу 3 дня назад исполнилось 87, но свой рабочий кабинет в Физическом институте имени Лебедева оставлять он не собирается. Именно здесь сегодня раздался звонок. Частый, междугородний.
Виталий Гинзбург: "Совершенно ни о чем не подозревал, занимался своими делами. Вдруг звонят из Стокгольма. Я думал, разыгрывают. Спрашиваю, не шутка?"
Сразу же началась круговерть поздравлений - даже пришлось уйти с лекции. На вопрос, в чем открытие, удостоенное Нобелевской премии, Виталий Лазаревич отвечает: никакого открытия нет. А есть несколько десятилетий исследований по объяснению двух феноменов: сверхпроводимости и сверхтекучести.
Виталий Гинзбург: "Долгие годы сверхпроводимость представляла для меня интерес своей таинственностью, ни о каких прикладных интересах речи не шло. Но времена изменились. Она применяется для очень сильных магнитов, в частности — томографии. Кстати, вот Нобелевскую премию по медицине поделили два человека за томографы".
Эти приборы - магнитно-резонансные томографы - только вчера принесли Нобелевскую премию в области медицины ученым из Америки и Англии - Полу Латербуру и Питеру Мэнсфилду. Они помогли диагностировать болезнь десяткам миллионов человек. Еще один важнейший в медицине прибор - магнитный сканер - тоже базируется на результатах исследований Гинзбурга. А коллеги призывают вспомнить и о других работах Виталия Лазоревича.
Жорес Алферов, нобелевский лауреат: "Гинзбург - классик мировой науки, один из самых выдающихся наших физиков-теоретиков. Он вместе с Зельдовичем и Сахаровым внес решающий вклад в создание советского водородного оружия. Именно ему принадлежит идея использовать дейгерид лития. Именно это позволило нам обогнать американцев".
Сам же Гинзбург говорит, что, конечно, польщен и поедет на церемонию награждения в Стокгольм, однако сразу переводит речь на других, по его словам, никак не менее достойных коллег из Физического института.
Виталий Гинзбург (читает список со стены): "Вот Сахаров, вот... Вот Эйнштейн - эх, жалко, это не наш".
Похоже, скоро эту доску с указанием наград и премий сотрудникам института придется расширять. Места уже не хватает. Кстати, начинается перечень тоже с Нобелевской премии. Она получена группой ученых, в числе которых был Андрей Сахаров.
Другой награждeнный - физик - Алексей Абрикосов сейчас находится в США. Имена лауреатов были обнародованы, когда в Америке была ещe ночь, и наш корреспондент одним из первых поздравил Алексея Абрикосова с наградой.
Алексея Абрикосова называют одним из отцов-основателей института Теоретической физики имени Ландау в Черноголовке, где он и проработал больше 20 лет. Сегодня его бывшие коллеги немного расстроены, что не могут поздравить его лично, сожалеют о том, что с конца 80-х он работает в Америке, и говорят, что вручения ему Нобелевской премии ждали уже много лет.
Сергей Иорданский, главный научный сотрудник Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау: "В каком-то смысле это вопрос давнишний: он должен был получить Нобелевскую премию, потому что работы и более слабые получали, а эта такая фундаментальная работа".
Владимир Лебедев, директор Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау: "Сейчас работы Абрикосова являются классическими - эти вихри, которые образуются во внешнем магнитном поле сверхпроводника, так и называются "вихрями Абрикосова" - и он, несомненно, является классиком мировой науки".
Вместе с Виталием Гинзбургом и Алексеем Абрикосовым Нобелевская премия по физике за 2003 год присуждена сегодня британскому физику Энтони Леггету. Он родился в 1938 году в Лондоне. В 1964 году получил докторскую степень по физике в Оксфордском университете. В 1970-х годах ученый сформулировал и обосновал теорию, которая объяснила поведение атомов вещества в сверхтекучем состоянии. С 1983 года Леггет преподает в университете Иллинойса. Он широко известен в научном мире как один из самых авторитетных ученых, занимающихся физикой низких температур. 65-летний профессор - гражданин Великобритании и США, постоянно живущий в Америке.