Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым от 31.03.1999
Ограничения
С первого апреля Россия должна ввести ограничения на экспорт нефти до 100 тысяч баррелей в день. Несмотря на это, полагает большинство экспертов, Россия все же продолжит экспортировать ровно столько, сколько выдержит труба. В прошлом году Россия уже обещала снизить экспорт. Обещания обернулись рекордным ростом зарубежных поставок -- почти до 115 миллионов тонн.
По мнению экспертов, падение объемов добычи в России будет происходить само собой. В этом году ожидается спад в несколько миллионов тонн. По сравнению с началом 90-х, объем инвестиций сократился вдвое и составил всего 2,5 миллиарда долларов. С тех пор накопился приличный портфель совместных нефтяных проектов, которые в большинстве своем так и остались на бумаге. Наметилась даже новая тенденция. Несостоявшиеся инвесторы начинают сматывать удочки. Так, БиПи-Амоко отказался от одного из крупнейших проектов - Приобского, который существовал на паях с Юкосом и оценивался в несколько десятков миллиардов долларов. Решение покинуть Приобское по времени совпало с приходом в Амоко в качестве консультанта Збигнева Бжезинского, - идейного противника России.
То есть в краткосрочном плане цены еще подрастут конечно. Однако дальше прогноз неутешителен. Страны, критически зависимые от нефтяного экспорта, склонны наращивать его даже не смотря на критическое падение цен. К этим странам относятся Нигерия, Венесуэла и, к сожалению, Россия.
Однако если нефтяные цены будут падать дальше, - а это практически неизбежно, то мы не сможем компенсировать это ростом добычи. У нас просто нет источников инвестиций для не то что роста, даже для сохранения объемов добычи.
Появление персонажей типа Бжезинского на постсоветском нефтяном пространстве не случайно. Это не экономика – это чистая политика. Причем откровенно антироссийская. Однако в конечном итоге цель этой политики открыть дорогу чистой экономике. Тогда нефть будет предельно дешевой. А предельно дешевая нефть – это стратегический интерес США.
Однако на этом пути наши американские партнеры вынуждены решать конкретные политические задачи, с экономической точки зрения глубоко бессмысленные. Например азербайджанский нефтяной проект.
Шелковый путь
Весной 97-го года госдепартамент США и вашингтонское энергетическое сообщество совместно разработали проект освоения нефтегазовых ресурсов Центральной Азии и Прикаспия. под названием «Стратегия Шелкового пути».
Он предусматривает строительство магистральных трубопровОдов и развитие коммерческих связей вдоль осей, идущих от Каспия к Средиземному морю и Индийскому океану в обход России и Ирана. Эти страны обвиняются навязывании соседям контроля над месторождениями и в первую очередь трубопровОдами. Уже сегодня зона, к которой НАТО проявляет особый интерес, поэтапно расширяется в направлении Центральной Азии. Коалиционные силы НАТО уже не раз проводили учения по «восстановлению порядка» в неких гипотетических нефтедобывающих государствах, «отчего-то» очень напоминающих страны Прикаспия.

