О чем фильм
В разгар «холодной войны» и гонки вооружений битва за первенство в космосе между СССР и США приобретает решающее значение в противоборстве двух сверхдержав. Следующий шаг в космической программе Советского союза — выход человека в открытый космос. За две недели до старта взрывается тестовый корабль, но экипаж в составе Алексея Леонова и Павла Беляева решено отправить на орбиту несмотря ни на что. Полет, ставшим вехой в истории мировой космонавтики, обернулся настоящим испытанием для пилотов.
Евгений Миронов, исполнитель главной роли и продюсер: «Леонов — подлинный герой, каких сейчас не хватает современному кино и литературе. Он сознательно пошел на величайший риск, ведь невозможно было просчитать все до конца. Они с Беляевым сделали шаг в бездну. Я понял, что из этого нужно сделать большое кино».
Тимур Бекмамбетов, продюсер: «Задумка снять большое кино, основанное на нашей истории покорения космоса, показалась интересной. Мы с Женей договорились о встрече с Леоновым. В течение шести часов Алексей Архипович рассказывал нам о своей жизни и о том, что произошло с ним и его напарником Беляевым более 50 лет назад. Мы поняли, что не можем не снять фильм про такого удивительного человека и те невероятные события, которые вошли в мировую историю освоения космоса. Мы сразу взялись за работу».
Сюжет фильма основан на реальных событиях, происходивших во время и после полета Леонова и Беляева в 1965 году. За два дня в космосе на борту «Восхода-2» произошло семь нештатных ситуаций, а приземление впервые пришлось выполнять в ручном режиме из-за отказа автоматики и потери связи с Землей. Корабль приземлился в нерасчетной точке, вдали от населенных пунктов. Космонавты провели два дня в заснеженной тайге, потому что в районе посадки невозможно было посадить вертолет.
Алексей Леонов: «В фильме есть моменты, когда даже мне страшно. В жизни я выполнял задачу, не сильно задумываясь об опасности».
О команде
Мысль снять игровую картину о первом в истории выходе человека в открытый космос пришла Евгению Миронову после просмотра документального фильма о полете Алексея Леонова и Павла Беляева. Актер буквально «заболел» идеей перенести подвиг советских космонавтов на большой экран и в итоге стал не только исполнителем главной роли, но и продюсером «Времени первых».
Евгений Миронов получил широкую известность и признание критиков после главной роли в фильме Валерия Тодоровского «Любовь» 1991 года. Из его последних работ в кино можно вспомнить фильмы «Норвег» и «Синдром Петрушки», сериалы «Апостол» и «Пепел». Всего на счету народного артиста более 60 ролей в кино и около 30 в театре, премии «Ника», «Золотой орел» и главный приз Кинотавра, театральные награды «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска» и множество других наград и номинаций.
Напарника Алексея Леонова, вручную посадившего «Восход-2» в заснеженной тайге, Павла Беляева сыграл другой народный артист России Константин Хабенский. Это первая совместная работа двух выдающихся актеров.
Евгений Миронов: «Я давно хотел поработать с Костей в каком-нибудь кинопроекте. Мы сразу решили с Тимуром, что не будем проводить кастинг, а предложим роль Беляева именно Хабенскому. Он замечательный актер, один из лучших в нашем кино, который при этом еще и внешне похож на командира «Восхода-2»».
Исполнитель почти ста ролей в кино Константин Хабенский прославился работами в «Ночном дозоре» и «Дневном дозоре», сериале «Убойная сила». Зрители Первого также помнят харизматичного следователя Меглина в его исполнении из сериала «Метод», прокурора Андрея в «Небесном суде», Александра Колчака в «Адмирале», террориста Грина в «Статском советнике». К роли Беляева актер готовился, читая воспоминания его современников.
Константин Хабенский: «Как правило, записи довольно скупые. Я искал информацию и обращал внимание, как люди отзывались о моем герое. Его история связана с преодолением человеком самого себя — такое всегда интересно вне зависимости от того, в чем именно он себя преодолевает. Фильм «Время первых» — это история про людей, которые сделали первые, самые важные шаги в космосе, протоптав дорожку для следующих поколений».
Роль легендарного конструктора Сергея Королева исполнил Владимир Ильин, трехкратный обладатель премии «Ника» (за фильмы «Макаров», «Хочу в тюрьму» и «Палата №6»), победитель «Кинотавра» и Московского международного кинофестиваля и многократный номинант на премию «Золотой орел». Зрители помнят его по ролям в многосерийном фильме «Тайны дворцовых переворотов», в сериалах «Идиот», «Доктор Живаго», «Охотники за бриллиантами».
Режиссером этой звездной команды артистов стал Дмитрий Киселев, снявший фильм «Черная молния» и сериал «Лондонград. Знай наших». Продюсированием картины кроме самого Евгения Миронова занимался Тимур Бекмамбетов, один из главных в России специалистов по экшн-фильмам. Он снял один из первых российских фильмов в этом жанре, «Ночной дозор». Кроме того, он выступил режиссером и продюсером голливудских блокбастеров «Особо опасен» с Джеймсом МакЭвоем и Анджелиной Джоли, фильма ужасов «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» и римейка культового «Бен-Гура».
Главным консультантом на площадке был непосредственный участник миссии «Восхода-2» Алексей Леонов. Кроме него на проекте работала команда специалистов Центра подготовки космонавтов в Звездном городке, РКК «Энергия», где создавался корабль «Восход-2», и НПП «Звезда», занимающегося производством оборудования и скафандров для космических полетов.
О съемках
Техническая команда создала уникальный мир «Времени первых». Студия CGF (именно она отвечала за визуальные эффекты для фильмов «Дневной дозор», «Особо опасен», «Кандагар», «Оттепель») специально для фильма разработала систему дополненной реальности, которая позволяла следить за перемещениями актеров в «открытом космосе» уже во время съемок, и новую для российского кино технологию «цифровых дублеров», которых использовали в сценах с невесомостью.
Александр Горохов, руководитель студии CGF: «Наша работа над фильмом началась примерно за полтора года до старта съемок. Одной из первых задач студии было сделать компьютерную реконструкцию всего полета с момента старта до момента посадки — 18 витков вокруг Земли, и особенно подробно выход Леонова в космическое пространство. Нам нужно было в точности воспроизвести весь полет в деталях: что бы мы увидели в кадре, если бы снимали все в действительности».
Кроме спецэффектов максимально подробно и правдоподобно был реконструирован и материальный мир космонавтов: в московских павильонах были созданы два полноразмерных макета «Восхода-2» (для съемок внутри и снаружи корабля), макет аппарата для ориентации «Взор», Центр управления полетами, помещения, где жили и тренировались космонавты.
Владимир Башта, оператор: «Мы работали над созданием корабля примерно полгода и сделали несколько 3D-моделей. Большой проблемой для нас стали размеры космического корабля — он был настолько маленьким, что снять происходящее внутри оказалось в принципе невозможным».
Дмитрий Киселев, режиссер: «Мы построили на площадке макет, разделенный на шесть частей, наподобие долек апельсина. Каждая из них двигалась на своих рельсах, так что камера могла влететь через один лепесток, совершить полный облет героев и выйти через противоположный».
Устройство некоторых приборов, которые использовались на корабле «Восход-2», до сих пор засекречено. Съемочная группа реконструировала их, скопировав внешний вид устройств, хранящихся сейчас в музеях. Сходство оказалось настолько точным, что консультант из РКК «Энергия» Виктор Благов заподозрил художников в краже музейных экспонатов.
Александр Рыбкин, художник-бутафор: «Оборудование космического корабля мы сделали сами, вручную. Мы восстановили шрифты того времени для лазерной гравировки надписей. Фрезеровка корпусов, резка и гравировка циферблатов, лазерная резка стрелок, сборка, окрашивание, расписывание, лакировка, воссоздание оригинальной оплетки проводов, поиск нужной цветовой температуры лампочек — в этой работе пришлось учесть сотни мельчайших нюансов».
Для того, чтобы управляться со всей этой техникой и выполнять сложнейшие манипуляции в сценах в открытом космосе, Константин Хабенский и Евгений Миронов прошли физическую и научную подготовку: в течение года актеры проходили тренировочный курс для настоящих космонавтов, в Звездном городке для них провели лекции по устройству скафандров и космических кораблей.
Евгений Миронов: «Одно дело слушать рассказ о событии или смотреть кинохронику, и совсем другое — попробовать все на себе, ведь в кино очень важны детали. Никогда прежде на съемках у меня не было таких нагрузок, зато я действительно представил себе, что чувствовал Алексей Архипович. Я надевал скафандр, идентичный тому, в котором Леонов выходил в открытый космос. Он принципиально отличается от современных образцов с шарнирными соединениями. Когда у Леонова в открытом космосе раздуло скафандр, движения рук оказались скованными. Он смог вернуться на корабль только головой вперед, вопреки инструкции: теперь я понимаю, почему он так сделал. А вот как он смог сделать кувырок в шлюзе диаметром 100 см, чтобы закрыть его, я не понимаю до сих пор. Это была нечеловеческая нагрузка — у скафандра Леонова не было вентиляции, на земле он вылил из него шесть литров пота. То, что они сделали с Беляевым, — настоящий подвиг».
Съемки приземления «Восхода-2» и последующей спасательной операции также максимально приближены к реальности — был выбран тот же участок тайги в Пермском крае, где в 1965 году совершил посадку корабль. Съемочная группа работала в долине реки Усьвы при температуре минус 35 градусов. Путь от ближайшего населенного пункта до места съемок занимал не менее полутора часов, а чтобы его преодолеть приходилось использовать оборудование для скалолазания.
В ролях:
Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Александра Урсуляк, Елена Панова, Александр Ильин мл.
Режиссер-постановщик:
Дмитрий Киселев
Продюсеры:
Тимур Бекмамбетов, Евгений Миронов, Сергей Агеев
Сопродюсеры:
Александр Новин, Елена Бренькова, Ася Темникова
Оператор-постановщик:
Владимир Башта
Авторы сценария:
Олег Погодин, Юрий Коротков, Ирина Пивоварова, Сергей Калужанов, Дмитрий Пинчуков
CG-супервайзер:
Сергей Невшупов
Производство:
BAZELEVS, «Третий Рим», CGF, Россия, 2017