О чем фильм
Большая, дружная, интеллигентная семья Колокольцевых живет на даче под Ленинградом. Академик Иван Колокольцев — признанный ученый-физик, специалист союзного уровня. Его сын Николай, также ученый, занимающийся разработкой лазера. Гениальных мужчин опекают женщины: Галина Васильевна, хозяйка дома, жена Николая Колокольцева Надежда и две их дочери, Ольга и Катя. Колокольцевы вместе переживают подъемы и падения, решают житейские проблемы и готовятся к свадьбе Ольги — ее избранник, ученик Николая Олег Сухоцкий, и так уже является практически членом семьи.
Однако внезапно мир Колокольцевых рушится — Николай пропадает, милиция считает его погибшим. Лишившись своего главы, семья начинает распадаться: свекровь дает понять, что не хочет видеть Надежду в доме, Ольга накануне свадьбы влюбляется в красавца Виктора, Сухоцкому поступает предложение поехать на работу в Сибирь. Каждому их них предстоит сделать непростой выбор…
Марина Эстер, сценарист: «Мне хотелось написать не просто историю семьи, а историю о том, как важна семья для каждого человека. Все главные герои, так или иначе оказываются перед сложнейшим выбором: что важнее — личный успех, большая наука, карьера, родина — или семья, то единственное место, где человеку по-настоящему хорошо, где его любят и принимают таким, как есть. И все герои делают свой выбор — иногда роковой».
Игорь Скляр, исполнитель роли Николая Колокольцева: «Вся история в целом, она достаточно документальна, правдива, там есть человеческие чувства, переживания, человеческая логика поступков».
Олег Газе, продюсер: «Это рассказ о настоящей любви, семейных ценностях, о сложности сделать правильный выбор. Я бы его и нашим детям рекомендовал. И, как правило, в каждом хорошем фильме, а мы искренне верим, что "Семейный альбом" именно таков, каждый зритель найдет для себя что-то свое: кто-то глубокую философскую мысль, кто-то интересное, почти детективное приключение, а кто-то с замиранием сердца будет следить за любовными перипетиями героев. Я лично с удовольствием слежу за всеми линиями нашего фильма».
О команде
История семьи Колокольцевых написана группой сценаристов, среди которых Павел Тетерский, биографическая книга которого легла в основу фильма «Больше Бена». Все персонажи выдуманы, однако команда опиралась на глобальные исторические реалии, характерные для той эпохи, например, соревнование американских и советских физиков по созданию лазера. Для того чтобы пропитаться духом времени, авторы обращались к мемуарам и к литературе «шестидесятников».
Руслан Галеев, сценарист: «Нашей целью было создание атмосферы с помощью колоритных элементов времени и развитие характеров через перипетии, которые возможны были именно там и именно тогда».
Павел Тетерский, сценарист: «Мы с огромным удовольствием обращались к литературе шестидесятников, и часто это давало нам основу для создания тех или иных сюжетных поворотов. В частности, перечитывали Аксенова, Домбровского, Солженицина, Гроссмана и т.д. Нам важно было понять внутреннюю атмосферу эпохи. И лучше книг и воспоминаний очевидцев в этом никто не мог помочь».
Режиссер картины — Леонид Прудовский, на счету которого несколько совместных российско-израильских проектов, в том числе телевизионный фильм «Тройка» с Арменом Джигарханяном.
Прудовскому удалось собрать на съемочной площадке уникальный актерский состав, сочетающий громкие имена (Игорь Скляр, Эра Зиганшина, Евгений Сидихин) и молодые лица (Екатерина Олькина, Ксения Суркова).
Николая Колокольцева, внезапно пропавшего физика, на котором держалось единство и сплоченность семьи, сыграл Игорь Скляр («Мы из джаза», «Дети понедельника», «Московская сага», «Уходящая натура»).
Леонид Прудовский: «Игоря Скляра я помнил по детству — "Мы из джаза" ну и конечно, "На недельку до второго..." Хотя он много чего сделал с тех пор. А мы искали советского ученого и семьянина, в котором проснется сумасшедчинка, человека, который способен вырваться, рискнуть, поставить на кон все. Когда Игорь Борисович пришел на пробы, было ясно с первой минуты, что это "он"».
Игорь Скляр: «Мой герой — ученый, который стоял перед выбором: работа или семья, долг или любовь, родина или бегство. Он в постоянном выборе существует».
Роль жены Колокольцева, Надежды, досталась Татьяне Черкасовой (сериал «Однолюбы»), самоотверженность которой высоко оценил режиссер Прудовский.
Леонид Прудовский: «Татьяна Черкасова не позволила вывихнутой ноге помешать ей бегать, водить машину, и даже танцевать».
Татьяна Черкасова: «Надя никогда не жила своей жизнью, она жила ради семьи. Жить с человеком, который влюблен в науку, совсем не просто, но для нее муж и дочки — смысл ее бытия. Их семейный альбом — это мир, где она находила гармонию и счастье. Гибель любимого человека переворачивает всю ее жизнь. Не веря в его смерть, она не может найти опору. Девочки выросли, и у них начинается своя жизнь, в доме, где она жила вместе с родителями мужа, ее не очень рады видеть. Гармония нарушена, любимого человека, ради которого она жила и отдавала всю себя без остатка, больше нет рядом. И перед ней выбор: как жить дальше?»
Потеряв мужа, героиня Черкасовой встречает человека, готового предложить ей новую жизнь, — капитана Андрея Астахова. Его сыграл Евгений Сидихин («За последней чертой», «Бандитский Петербург», «Черные кошки») .
Леонид Прудовский: «Умение Евгения Сидихина перевоплотиться в неотесанного военного и притом не потерять мудрую человечность подкупило меня довольно быстро».
Старшее поколение семьи Колокольцевых — академика Ивана Колокольцева и его жену Галину Васильевну — воплотили на экране мэтры Борис Романов и Эра Зиганшина, на счету каждого из которых несколько десятков ролей в кино и театре.
Леонид Прудовский: «Эра Зиганшина — это было мое все. Глубокая, мудрая, сильная. Полчаса общения с ней, и я не пожалел что так быстро утвердил ее. [Меня подкупила] и тонкая интеллигентная натура Бориса Леонидовича Романова, с его бесконечным профессионализмом и готовностью работать, невзирая ни на какие преграды. Я помню сцену в Женеве, в которой Борис Романов должен был быть в одном пиджаке, и начало которой мы сняли в октябре в Питере, а конец — в декабре в Риге, при температуре —10 C°. Вокруг все были одеты в шубы, а Романов в пиджачке».
Из молодых актеров, выбор которых был особенно тяжелым для режиссера, зрители узнают Даниила Страхова («Мы из будущего», «Дети Арбата», «Обнимая небо», «Фарца») и Екатерину Олькину, которая появилась в эфире Первого канала в сериале «Однажды в Ростове».
Леонид Прудовский: «Даниила Страхова я знал по его роли молодого Исаева (сериал "Исаев". — прим.ред.), он мне там дико понравился — он нес в себе шарм настоящего киногероя и еще он настолько глубоко перевоплотился в молодого Исаева, что я постоянно ловил себя на мысли, что передо мной молодой Тихонов».
Екатерина Олькина: «Моя героиня Ольга — девочка, выросшая в интеллигентной семье, но слишком избалованная и "залюбленная" бабушкой. Легкая, полная надежд и мечтаний. Хочет стать актрисой, чтобы и дальше по жизни быть в центре внимания, так она представляет себе эту профессию — цветы и аплодисменты! А о том, что нужно много трудиться, она и не задумывается. Для нее привычнее плыть по течению, она не умеет и не хочет принимать решения».
О съемках
Действие сериала разворачивается в Советском Союзе, Европе и Америке 1950-х годов. Ностальгические фильмы об этой эпохе любят и зрители, и киношники, несмотря на то, что воссоздание атмосферы того времени — задача не из легких.
Марина Эстер: «1955 год — время переломное. Еще жива и близка была война, сталинская эпоха с ее великими репрессиями и великими свершениями. Но Сталин уже умер, война закончилась — и люди отчаянно мечтали о новой, счастливой жизни. Жить в такие времена невероятно сложно, но писать о них — большое удовольствие».
Самое пристальное внимание было уделено не только декорациям, локациям (съемки проходили в Санкт-Петербурге и Риге), костюмам и гриму. Атмосферу 50-х старались повторить с помощью подбора цвета, ракурса съемки и даже звуков! В сериале используется не только музыка того периода и фрагменты из советских фильмов, фоновые шумы записывались с использованием обуви тех лет.
Ирина Викулина, звукорежиссер: «Что-то было на "Ленфильме", а кое-что покупали специально под проект. Раньше отлично обувь делали — не на один сезон, подошва кожаная, каблук чуть глуховат… песня! Честно говоря, игра артистов вдохновила. Академики Эра Зиганшина и Борис Романов получились людьми тех лет, а значит, должны были остаться ими буквально во всем, вплоть до походки и стука каблуков. А вот американцы "ходили" итальянскими армейскими берцами 1942 года выпуска, Игорь Скляр — дорогой итальянской обувью. Ведь шаги — это не просто тук-тук, а драматургия!»
Режиссер:
Леонид Прудовский
Сценарий:
Марина Степнова, Павел Тетерский, Руслан Галеев
В ролях:
Игорь Скляр (Николай), Татьяна Черкасова (Надежда), Даниил Страхов (Ляпунов), Екатерина Олькина (Ольга), Иван Шибанов (Сухоцкий), Ксения Суркова (Катя), Эра Зиганшина (Галина), Борис Романов (Академик), Евгений Сидихин (Астахов), Зоя Буряк (Маняша), Владимир Фридман (Лившиц), Владимир Матвеев (Отец Ляпунова), Виталий Олечкин (Коля Ляпунов), Ирина Ракшина (Мать Ляпунова), Никита Барсуков (Миша Шишкин), Александр Сластин (Авакумов Константин Арнольдович), Семен Фурман (Директор театра), Александр Тютрюмов (Главный редактор газеты), Елена Лопаткина (Женечка)
Оператор:
Владимир Башта
Композиторы:
Гарри Канаев, Алексей Артишевский
Производство:
ООО "ЩУКА ФИЛЬМ", 2015