Фильм-катастрофа «Метро» по мотивам одноименного романа Дмитрия Глуховского — крупный для России кинопроект, первая картина в подобном жанре за последние 25 лет.
Как проходили съемки фильма
Для съемок были построены уникальные декорации: тоннель метрополитена высотой и шириной в натуральную величину и протяженностью в 117 метров, макеты тоннеля и вагонов поезда масштабом 1:3. Кроме того, для одной из декораций в специальном съемочном бассейне был возведен подземный бункер. В картине множество сложных трюковых сцен.
Подготовка к съемкам длилась почти год — создатели изучали тонкости работы систем метрополитена, разрабатывали авторские технологии съемок, уникальные декорации, искали нестандартную спецтехнику и локации.
Игорь Толстуновгенеральный продюсер кинокомпании «ПРОФИТ»Бюджет фильма составляет $9 млн, что по сегодняшним меркам для российского кино — внушительная сумма. Финансирование картины осуществлялось частично из средств Фонда государственной поддержки отечественной кинематографии.
В специальном съемочном бассейне был возведен подземный бункер. «Все декорации герметичны и рассчитаны на работу с большим объемом воды. Ранее с таким количеством водной массы в нашем кино никто никогда не сталкивался, насколько я знаю, — говорит художник-постановщик картины Павел Новиков. — Кроме этого мы используем макетные съемки, которые успешно применяются в мировой киноиндустрии, и несколько забыты отечественным кинематографом. Для нашего фильма это необходимо, потому что только на макетах можно снять тоннель, практически полностью заполненный водой. Для нас это шанс возобновить эти технологии в российском кинопроизводстве». Над картиной работал также оператор-постановщик Сергей Астахов, опыт и профессионализм которого известен широкому кругу любителей и создателей кино, и режиссер-постановщик Антон Мегердичев, снявший «Бой с тенью 2: Реванш» и первый российский 3D проект «Темный мир в 3D».
Московское метро снимали в Самаре. Съемки велись на строящейся станции «Алабинской», действующей «Московской» и в депо.
Алексей Бардуковисполнитель роли ДенисаКогда работали на строящейся станции, я закрывал лицо марлевой повязкой — было тяжело дышать из-за бетонной пыли. Снимал ее только на время дублей. На станции было холодно, но для нас, актеров, был спасением бассейн, который возвели для съемок на недостроенных путях и заполнили водой. Вода в нем подогревалась до 30 градусов, и, несмотря на то, что она была грязной, мы с удовольствием в ней барахтались в перерывах между дублями. Это было самое теплое место. Даже в московских декорациях, где мне тоже приходилось сниматься в воде, она не была такой теплой, хотя ее тоже грели. На действующей станции самарского метро меня, в первую очередь, удивил запах. Совсем не такой, как в московском.
Работать на станциях действующего самарского метрополитена было очень сложно, ведь метро — это объект повышенной опасности. А когда на платформе собираются до пятисот человек массовки, около ста человек съемочной группы, работает специальное оборудование, а поезда при этом продолжают ходить по своему обычному графику — опасность многократно увеличивается. Поэтому на съемочной площадке дежурили представители метрополитена, которые контролировали четкое соблюдение всех мер безопасности. «С одной стороны, работники самарского метро выполняли свою работу по обеспечению безопасности пассажиров и всех находящихся в данный момент на платформе. С другой, понимали наши потребности и нужды, и не мешали нам работать. Ведь у съемочной группы есть четкое видение происходящих на станции событий — все должно быть точь-в-точь, как на действующей станции московского метро в утренний час пик. Для нашей работы такое взаимопонимание и взаимодействие очень важно», — говорит второй режиссер Всеволод Сагатовский.
Павел Новиковхудожник-постановщикПоезда самарского метро практически ничем не отличаются от московских составов, за исключением некоторых мелких деталей, которые не заметны обывателю. Есть небольшое различие в цвете, но это легко корректируется на постпродакшне с помощью компьютерной графики.
Самарский метрополитен выделил съемочной группе специальный поезд, предназначенный именно для съемок картины. Он работал на станции поздно ночью, когда все другие поезда метро ходить уже перестали, забирал и высаживал пассажиров-актеров. В фильме этому составу предназначено сыграть две роли: поезда 17 маршрута, который спасся от катастрофы, с трудом вернувшись обратно на станцию, и поезда 42 маршрута, который и столкнулся с мощным потоком воды.
Сергей Пускепалисисполнитель роли ГаринаКартина «Метро» в целом достаточно трудоемкий, сложный проект. Вряд ли можно чувствовать себя комфортно, когда на тебе гидрокостюм, сковывающий движения, ты постоянно в воде и в грязи. И не важно, находишься ты в Самаре на строящейся «Алабинской» или в Москве в полузатопленном тоннеле метрополитена. Другое дело, что все эти трудности сплотили актеров и съемочную бригаду, мы стали хорошей командой. Мы старались подбадривать друг друга, шутить. Если бы я работал в окружении каких-то других людей, даже не знаю, сложилась бы у нас такая благоприятная рабочая атмосфера. И даже несмотря на дикую усталость, сложные сцены, длинные смены нам удавалось выполнять все поставленные задачи.
Режиссер: Антон Мегердичев
Сценарий: Денис Курышев, Виктория Евсеева, Антон Мегердичев
В ролях: Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Светлана Ходченкова, Анфиса Вистингаузен, Екатерина Шпица, Алексей Бардуков, Станислав Дужников, Елена Панова, Кирилл Плетнев, Иван Макаревич, Владимир Стержаков, Михаил Фатеев, Александр Яковлев
Операторы: Сергей Астахов, Сергей Шульц
Композитор: Юрий Потеенко
Производство: ПРОФИТ, Россия, 2012