О чем фильм
Лето 1941 года. В приграничную школу служебного собаководства прибывает хирург Кира с маленькой дочкой Лизой. Обстоятельства вынуждают героиню остаться практически на линии фронта. Строгая и немногословная Кира знакомится с командиром пограншколы Шевцовым, а Лиза находит нового друга — полудикую собаку Джульбарса, которую ей помогают дрессировать пограничники.
«Джульбарс» — название советского фильма 1935 года о пограничниках и овчарке по кличке Джульбарс, которая помогала им отбить у бандитов захваченных в плен торговцев. Картина стала очень популярной, особенно среди детей и подростков. Собак с таким именем (по-тюркски «тигр») было множество, в том числе так звали собаку выдающегося кинолога, первой женщины, занявшей командирскую должность во время войны, Дины Волкац. Поэтому нет ничего удивительного, что героиня сериала Лиза решила назвать своего нового четвероногого друга именно Джульбарс.
режиссер
«Джульбарс» — не рассказ о жизни собак, а, прежде всего, история о людях, которые в течение короткого времени кардинально меняются и становятся лучше, чище, добрее и выше. Собаки здесь являются скорее неким камертоном. Примером открытых эмоций, честности и неподдельной преданности. На их фоне ярче открываются тайные и не всегда приятные грани человеческой души. И, конечно, это история любви. Внезапной, светлой и невероятно яркой. Любви на фоне войны. А сам Джульбарс-пес, это скорее символ — знамя, сердце и совесть наших героев.
Едва завязавшийся роман Киры и Шевцова прерывает приезд партработника Полякова, отца Лизы, и поспешное отступление. Курсанты пограншколы вынуждены принять неравный бой против сотен фашистов. Молодые и неопытные пограничники вместе со своими собаками встанут на пути немецких танков. Винтовки и клыки против брони и автоматов.
продюсер
Идея основана на реальном трагическом событии, которое произошло 30 июля 1941 года около села Легедзино. Защищая отход в тылы мирных жителей, в атаку на противника пошли 500 пограничников и 150 служебных собак. Все они погибли. Эта история никого не может оставить равнодушным, и память об этих героических людях и собаках, отдавших за нас свои жизни, должна сохраниться не только в виде памятника, но и в виде фильма.
О команде
Снял сериал Иван Шурховецкий, который начинал с ассистентских позиций в таких проектах как «Не родись красивой», «Клуб» и «Обитаемый остров». Среди его самостоятельных режиссерских работ детектив «Охотники за головами» с Елизаветой Боярской и историческое фэнтези «Легенда о Коловрате».
Главные роли — любовный треугольник Кира, Шевцов и Поляков — исполнили Мария Андреева, Николай Мачульский и Алексей Барабаш.
Все трое очень закрытые персонажи, пожившие, с нелегким прошлым. У каждого из них безвозвратно оцарапано сердце. К финалу они раскрываются и становятся светлее и мягче. Во многом — благодаря собакам. Они — вечно наэлектризованный эпицентр сюжета.
Мария Андреева, которую зрители помнят по ролям возлюбленной главного героя в фильмах «Духless» и молодой журналистке из серии детективов о майоре Черкасове, сыграла хирурга Киру, строгую женщину и большого профессионала с непростой личной жизнью.
Моя героиня — сильная женщина, которая случайно попадает в собачий полк и вынуждена эвакуироваться вместе со всеми. Мне нравится то, что она немногословна, а если говорит — то только по существу. Она для меня взрослая по поступкам и решениям, по выбору, который совершает в отношении двух мужчин.
За сердце Киры бьются командир школы собаководства Шевцов и партийный работник Поляков, отец дочки героини.
Шевцова сыграл Николай Мачульский («Никто не знает про секс», «Салам Масква», «Безопасность»), который специально для сериала пошел на курсы стрельбы и к моменту начала съемок владел пистолетом настолько, что безошибочно сбивал мишени со 100-150 метров. Николай также читал много книг по военной тематике, солдатские письма и дневники и, по признанию режиссера, приобрел уникальную мелодику голоса, характерную для произношения 1940-х годов.
Мой герой не прирожденный военный. Потеряв в эпидемии семью, ушел в армию — как в монастырь, подальше от мирского. Он презирал смерть, видел ее много раз. Командовал ротой на Халхин-Голе, всех потерял и остался единственный, кто выжил. Потом граница, собаки и снова, уже дома, война. Он пацифист, который воюет за тех, кто воевать не умеет.
Алексей Барабаш («Эти глаза напротив», «Таинственная страсть», «Научи меня жить») исполнил роль Полякова, скорее отрицательного героя. Он влюблен в Киру, но не готов принять от нее отказ и не может сдерживать своих эмоций. Барабаш был утвержден на роль последним, но за оставшиеся до съемок несколько месяцев привел себя в идеальную форму и поддерживал ее на площадке — ежедневно бегал до и после съемок.
Линия моего героя — это линия горизонта, меняющего цвета и полутона где-то вдалеке. Мы видим, что-то светлое, что-то человеческое, настоящее, но присмотревшись, как бы протерев свои очки, разочаровываемся, ибо мой герой — это не драматическая линия, это просто человек, живущий в конкретной стране и в определенное время и не более того.
Все без исключения члены съемочной группы восхищены работой самой маленькой своей коллеги — Виталии Корниенко, которой на момент съемок было всего шесть лет. Несмотря на возраст девочку уже можно назвать успешной актрисой — она снялась в десятках сериалов («Лучше, чем люди», «Гурзуф», «Звоните ДиКаприо!») и записала в свой актив несколько главных ролей («Лед 2», «Виктория»).
За весь съемочный период я ни разу не поправлял ее. Вита обладает такой «собачьей» органикой, что нашим взрослым актерам только и оставалось, что «догонять» ее.
Важнейшей частью команды были и четвероногие артисты, в особенности пес, который сыграл Джульбарса.
исполнительный продюсер
Знаете, это был наш первый опыт работы с животными. А здесь нам предстояло работать с 20 собаками. Часть мы привезли из Питера, часть местных, но все сообразительные и хорошо выдрессированы. Например, главную роль, роль пса Джульбарса, исполняет питерский питомец, это помесь лайки и волка, очень умное животное. Естественно, порой бывало сложно, все-таки у них тоже есть свой характер, но чаще всего работа с собаками доставляла нам удовольствие.
О съемках
Реальная битва, которая легла в основу сюжета «Джульбарса», произошла в селе Легедзино в Черкасской области Украины. Съемки же проходили в Крыму, в основном я районе Ялты. Выбор локации съемочная группа объясняет подходящим природным ландшафтом и мягким климатом, который позволил снимать лето 1941 года даже осенью, когда в Москве и Санкт-Петербурге уже наступили настоящие холода.
Главным вызовом для всех участников съемочного процесса была работа с собаками. Команду дрессировщиков возглавила Александра Степанова. Она сразу же поставила перед группой условие — никакого алкоголя и сигарет, собаки просто не будут выполнять команды, едва учуяв запах спиртного или табака. Так на съемочной площадке был установлен сухой закон, а специальные кабинки для курения установили в 200-300 метрах от площадки. Сами четвероногие артисты проводили групповые тренировки со своими наставниками прямо на пляже, там же для них возвели специальные вольеры.
Первые несколько дней было очень сложно, но прошла неделя, потом другая... Вы даже не представляете, как это приятно, когда начинаешь чувствовать запахи на уровне собаки. Просыпаешься — бодрая и свежая группа.
Непросто приходилось оператору, которому нужно было снимать животных, действия которых практически невозможно спрогнозировать, и ребенка. В связи с этим Рафик Галеев использовал много «документальной» съемки, часто камера просто следил за «хаосом», в котором двигались актеры массовых сцен и собаки. Пес, который играл Джульбарса был еще молод и любил играть и резвиться, но команды выполнял четко. Дрессировщику постоянно приходилось придумывать, как находиться поблизости, чтобы контролировать собаку, и в то же время не попадать в кадр.
оператор
Нам нужно было иной раз, чтобы пес смотрел прямо в камеру и выполнял определенные действия. Для этого мне пришлось прибегнуть к хитрости, приходилось имитировать разные звуки, чтобы собака с интересом смотрела за оператором. Она пыталась понять, где источник звука. Благодаря этому, удалось поймать несколько интересных крупных планов, когда собака смотрит напрямую в объектив и склоняет немного голову набок. Это стало своего рода «фишкой» проекта.
Актеры совершали не только по 12 часов в день работали в окружении десятков огромных собак, но и шли на другие смелые поступки. Софья Озерова, сыгравшая молодого ветеринара Глашу, к началу съемок поправилась на 16 кг, а затем сбросила этот вес всего за несколько недель. Кроме того, для роли простой деревенской девушки она проработала сибирский говор. Все это вызвало настоящий восторг у режиссера, который еще на этапе примерок сомневался, что аристократичная Озерова сможет правдоподобно передать характер своей героини.
Несмотря на то, что в сериале не так много батальных сцен, каскадеры на площадке присутствовали. Но артисты тем не менее старались выполнять все трюки самостоятельно. Особенно на этом настаивала Вита Корниенко, которую режиссер сравнивает с Джеки Чаном. Особенно страшной была сцена, когда девочка падает в ледяную воду, а собака должна ее спасти.
Был уже поздний ноябрь, когда Вите предстояла сцена, в которой она соскальзывает с мокрого бревна и падает в ледяную воду. Течение жуткое, пороги, водовороты. Местами глубина достигала четырех метров. Конечно, рядом стояла скорая, каскадеры, бледная мама и под водой страховали водолазы. Но все это ерунда, когда приходит время сказать «начали». В последний момент всегда кажется, что где-то просчитались и что-нибудь не готово. Мало того, в этом же кадре вслед за Витой прыгает и наш Джульбарс (чтобы спасти ее), а как собака поведет себя на таком сильном и холодном течении, не знает даже сам пес. Но благодаря слаженной работе наших кинологов и каскадеров все получилось более чем прекрасно.
Режиссер:
Иван Шурховецкий
Сценарий:
Юрий Стукалин, Александр Другов
В ролях:
Николай Мачульский (Шевцов), Мария Андреева (Кира), Алексей Барабаш (Поляков), Виталия Корниенко (Лиза), Софья Озерова (Глаша), Александр Марушев (Егорыч), Вячеслав Субраков (Яша), Борис Зверев (батюшка)
Оператор:
Рафик Галеев
Композиторы:
Вадим Маевский, Александр Туркунов
Производство:
Продюсерский центр «ГОРАД» при участии «ВВП Альянс», Россия, 2019