«А зори здесь тихие...»: что осталось за кадром фильма
О чем фильм
1942 год. Советский Союз. В распоряжение старшины Васкова для охраны отдаленного от фронта разъезда прибывает отряд новобранцев — непьющих, дисциплинированных, без «проблем по женской части». Все они — девушки. Одна из добровольцев, которыми предстоит командовать Васкову, натыкается в лесу на двух немцев. Старшина принимает решение остановить продвижение вражеской группы, на их перехват отправляется он сам и пятеро зенитчиц. Но устроив засаду, бойцы обнаруживают, что в лесу высадилось не двое немцев, а 16. В неравном бою они пытаются остановить продвижение противника.
Анастасия Микульчина, исполнительница роли Риты Осяниной: «Этот фильм должен немножко встряхнуть молодых людей и заставить задуматься, сдюжили бы мы в случае чего».
Фильм режиссера Рената Давлетьярова — уже третья экранизация одноименной повести Бориса Васильева. Каноническим считается двухсерийная картина Станислава Ростоцкого 1972 года, ставшая классикой советского кино и одним из самых популярных у российских зрителей фильмов о войне.
Ренат Давлетьяров: «Я был знаком и с Васильевым, и с Ростоцким, даже выпивал с ними. Думаю, если бы они узнали, что я покушаюсь на экранизацию, может и подсыпали бы мне чего-нибудь в водочку».
Юрий Коротков, соавтор сценария: «Повесть Васильева — она навсегда. Потому что фильм может устареть, проза же практически не устаревает, если она о людях».
Петр Федоров, исполнитель роли старшины Федота Васкова: «Это всегда какой-то вызов, когда культовые книги экранизируются. Вызов огромной армии поклонников, читателей. Все всегда сравнивают со своими ощущениями».
Ренат Давлетьяров: «Почему нужны новые экранизации? Почему бесконечно ставят "Чайку" в театре? Почему экранизируют "Шерлока Холмса"? Почему продолжается Джеймс Бонд? Мое личное мнение, что повесть Васильева — уникальная по своей драматургии история. Ничего сложнее этой работы я не делал в жизни. Она была сложна и физически, и эмоционально. Я достаточно уверенный в себе человек, но чувствовал груз большой ответственности. Мы рассказываем историю Бориса Васильева современным кинематографическим языком, и для нас сверхзадача — пробудить интерес к книге у молодого поколения».
О команде
Режиссер картины, он же продюсер и соавтор сценария, Ренат Давлетьяров долгое время был генеральным директором Московского международного кинофестиваля, спродюсировал множество фильмов, в том числе трилогию «Любовь-морковь» и «Индиго». Его режиссерский дебют состоялся в 2011 году с картиной «Моя безумная семья».
Ренат Давлетьяров: «Все началось 10 лет назад. Мы были на дне рождения Алексея Учителя, о чем-то трепались. И тут Володя Машков говорит: ребята, надо снимать "А зори здесь тихие...", я в главной роли старшины Васкова. И долго объяснял мне, почему».
Когда Ренат Давлетьяров начал подготовку к съемкам, он в выборе актера на главную роль не сомневался ни минуты, и это был совсем не Владимир Машков. Старшину Васкова должен был сыграть Петр Федоров. Первой ролью, сделавшей его узнаваемым и популярным, был главный герой молодежного сериала «Клуб» Данила, потом Федоров часто появлялся на экране, в том числе в «Обитаемом острове» и в «Елках 2». В нашумевшем фильме о скинхедах «Россия 88» он не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве композитора и соавтора сценария.
Ренат Давлетьяров: «Петя Федоров — это вообще мое открытие, и профессиональное, и человеческое. Более ответственного и талантливого артиста и более щедрого человека я, наверное, за всю карьеру не встречал. Как я его выбрал? Мы с ним работали на предыдущей картине, и я подумал, что если Пете наесть немного щечек, поправиться, если мы отпустим ему усы, сделаем челочку… Тут же по окончании съемок я его позвал в ресторан и там заявил [о своем предложении]. Он не мог есть полчаса от неожиданности».
Подбор актрис в команду к Федорову-Васкову, напротив, проходил крайне тяжело. По словам режиссера, 90% претенденток прочитали повесть или посмотрели фильм Ростоцкого только перед пробами. У самого режиссера также не было ясного понимания, кто должен появиться в том или ином образе.
Ренат Давлетьяров: «С главным героем мы определились сразу, и мне было все понятно, а вот с девушками было очень сложно. Было бы преувеличением сказать, что я точно знал, что хочу увидеть. Это я делал вид, что знаю, а все было основано на ощущениях».
Основная пятерка героинь в итоге получилась следующей: Анастасия Микульчина, Агния Кузнецова, Евгения Малахова, Софья Лебедева и Кристина Асмус.
Рита Осянина
Анастасия Микульчина запомнилась в первую очередь главной ролью в сериале Виктора Мережко «Сонька Золотая ручка». После этого она не раз появлялась на телеэкранах, в том числе в сериалах «Григорий Р.» и «Гетеры майора Соколова».
Анастасия Микульчина: «То, что Осянина не совсем мой персонаж — правда. Если бы я проводила кастинг, я бы себе отвела роль Комельковой скорее. Но тем интереснее: попробовать что-то, несвойственное моей природе, моей натуре».
Анастасия Микульчина: «На мой взгляд, это кино о том, как простые девушки, чья жизненная роль — любить мужей, стелить постель, рожать детей, взяли оружие и пошли убивать... чтобы защитить свою семью, свою любовь, свою родину и жизнь. Пошли, потому что не было выбора, или таков был их выбор, продиктованный жаждой жизни и инстинктом самосохранения. А сейчас, на расстоянии лет, мы понимаем, что это подвиг и героизм».
Лиза Бричкина
Начинающая актриса Софья Лебедева к 21 году успела сняться в эпизодической роли в сериале «Кураж» о жизни Аллы Пугачевой и в мини-сериале «Жених».
Софья Лебедева: «Меня утвердили на роль, которую я всегда хотела сыграть — Лиза Бричкина. Мне была дана возможность исследовать такое великое произведение, как "А зори здесь тихие..." Бориса Васильева. Мне посчастливилось работать в суперслаженной команде профессионалов, которую собрал Ренат Давлетьяров».
Софья Лебедева: «Нам хочется, чтобы как можно больше молодых людей посмотрели наш фильм и научились понимать и уважать подвиг наших героев и многих других людей того времени. Именно молодежи нужно рассказывать, что такое война с человеческой точки зрения. Особенно Великая Отечественная, которая не так далеко от нас».
Галя Четвертак
Звезда сериала «Интерны» Кристина Асмус помимо множества молодежных комедий («Елки», «Дублер», «Что творят мужчины!») запомнилась по сериалу «Синдром дракона» Николая Хомерики.
Кристина Асмус: «Мы с моей героиней не очень далеко по возрасту ушли, но я не трусиха».
Кристина Асмус: «Мы постарались снять честное кино о судьбах тех, кто отдал свою жизнь в жесткой схватке с фашизмом. Если наш фильм сможет хотя бы заставить задуматься о ничтожности проблем в сравнении с хрупкостью человеческой жизни и о том, как велик наш народ, то мы все делали не зря... Готовясь к роли, я знакомилась с письмами фронтовиков. Каждое читала больше часа, хотя некоторые состояли всего из нескольких строчек. Ком стоял в горле... они пронизаны такой болью и отвагой, отчаянной и бесстрашной любовью к своей стране и всем людям».
Женя Комелькова
Бывшая участница группы Reflex,исполнительница хита «Мама» Евгения Малахова учится на четвертом курсе ВГИКА. На ближайший год запланирован выход сразу нескольких фильмов с ее участием — «Зеленая карета», «Чистое искусство», «Маленькие люди».
Евгения Малахова: «Это была мечта, я когда поступала во ВГИК, я читала отрывок из этого произведения. Моя мама (она хотела быть режиссером) хотела, чтобы ее дочка играла Женю Комелькову».
Евгения Малахова: «Война не щадила никого, она не обошла ни одну семью. И женщины тоже не могли отсиживаться в тени, они шли воевать за Родину. Поэтому наших персонажей, как и тысячи других подобных, можно сразу назвать героями. Современному поколению нужно обязательно показывать фильмы о той войне, чтобы мы не забывали».
Соня Гурвич
Агния Кузнецова, пожалуй, самая известная зрителю актриса из этого женского ансамбля. На ее счету главные роли в картинах Валерии Гай-Германики («Да и да», «Все умрут, а я останусь») и Алексея Балабанова («Груз 200»), а также многочисленные сериалы («Мосгаз», «Соблазн»).
Агния Кузнецова: «Это моя первая картина на военную тему. Было сложно, мы тонули в болоте, носили военную форму, сбили себе все коленки о камни, ранили руки, стреляли из винтовок. Часто наше состояние в фильме — усталость, напряжение, переживания — не игра, это наши настоящие чувства. Нам создали такие условия, в которых и мы, актеры, и наши герои чувствовали себя одинаково».
Агния Кузнецова: «То, что новую экранизацию будут сравнивать с фильмом Станислава Ростоцкого, меня совсем не смущает. Наш фильм более динамичный, более яркий, отличий очень много. Кто хочет, пусть сравнивает. Но это совсем другое кино».
Если главных героинь сыграли молодые актрисы, на вторых ролях в фильме появились звезды первой величины. В роли майора, перед которым отчитывается старшина Васков, появился бывший муж Марины Голуб Анатолий Белый, одной из самых запоминающихся ролей которого был любовник героини Светланы Ходченковой в фильме «Метро» Константинов. Одним из последних его появлений на экране стала роль Григория Александрова в сериале «Орлова и Александров».
Хозяйку хаты, где поселился Васков, Марию, играет Дарья Мороз. Среди ее более 40 ролей в кино Герда из «Дома Солнца», Настена в «Живи и помни», жена главного героя Дмитрия Никитина в фильме «Дурак». Мороз много снимается в сериалах: на Первом с ее участием выходили «Долгий путь домой» и «Дом с лилиями».
Сержанта Кирьянову, под руководством которой девушки-зенитчицы прибывают на разъезд, сыграла Екатерина Вилкова, запомнившаяся зрителям по фильму «Стиляги» Валерия Тодоровского. На ее счету более 50 ролей, в том числе в сериалах («Куприн. Поединок», «Убить Сталина», «Отцы и дети»).
О съемках
Съемочный процесс в основном проходил в местах, описанных в книге Васильева — в карельских поселках Гирвас и Падун под Медвежьегорском — летом-осенью 2014 года. Основные сложности у съемочной группы возникали во-первых, из-за труднодоступности мест, где приходилось работать, а во-вторых, из-за переменчивой северной погоды.
Ренат Давлетьяров: «Карелия как прекрасна, так и труднодоступна, как красивая девушка. Я не знаю ни одного места с такой природой: вот эти гранитные скалы, поросшие мхами тысячелетними. На натуру стоило сюда ехать, однозначно».
Дома, в которых жили герои картины, а также баня и казарма, появляющиеся в кадре, были построены в Тверской области, разобраны и перевезены в деревню Падун, где все снова было восстановлено. Часть деревенской утвари для дворов и домов нашли в реквизиторских Ленфильма, что-то дал во временное пользование краеведческий музей Медвежьегорска, очень помогла отзывчивость местных жителей, одолживших для съемок свои вещи.
Доставка оборудования для съемок в лесу, в районы, где нет даже протоптанных тропинок, каждый раз была сравнима с подвигом. Однако добраться до места съемок было недостаточно — по признанию режиссера и оператора-постановщика Семена Яковлева практически каждый кадр снят в двух вариантах, с тучами и в солнечную погоду, настолько переменчив климат в Карелии.
Особенно тяжело пришлось на съемках сцен с болотом. Сложности начались уже на этапе подбора локации.
Ренат Давлетьяров: «С болотом был вообще кошмар. Болото, которое мы выбрали 10 мая, когда мы приехали туда 15 июля, высохло все, его не оказалось. И высохли все болота вокруг в 100-200 км, то есть просто сухая трава на этом месте. Объекта нет очень важного. В конце концов было найдено очень страшное болото».
Съемки в этом «страшном болоте» стали настоящим испытанием для главных героинь. Им по несколько часов приходилось передвигаться по пояс в воде, причем дно болота было покрыто настоящими корягами, в ожидании дублей девушки мокли под дождем. Все это приходилось делать не в самой удобной военной одежде, да еще и с многокилограммовым грузом на спине и винтовкой в руках.
Петр Федоров: «Для меня говорить о трудностях в этой картине запретная тема — рядом со мной были очаровательные хрупкие девушки, которые бесстрашно ходили по болотам, лазали по горам и лесам. Но самое интересное в кино — приближаться к реальным условиям. В тепличных условиях мы никогда не сможем сыграть по-настоящему как нам холодно, страшно, тяжело».
Ренат Давлетьяров: «Они держались круто. Мы готовились к истерикам: у нас был доктор, много успокоительного и плюс потенциальная готовность применить физическое насилие. Но до этого не дошло».
Сам режиссер контролировал съемочный процесс с борта резиновой лодки.
Этот момент съемок был самым тяжелым, но не единственным, когда актрисам приходилось преодолевать себя. Евгении Малаховой непросто далась сцена, где ее героиня, купаясь в озере, отпугивает спрятавшихся в лесу немцев.
Евгения Малахова: «Было безумно холодно из-за того, что у меня было много дублей, когда я окуналась в воду и мне приходилось стоять мокрой в этой ночнушечке и ждать, потому что то немец что-то неправильно сделает, то я неправильно прыгну, то камера вдруг запотела, то еще что-то. Я только помню, что в конце я ничего уже не соображала, у меня были синие губы, и меня грели костюмеры и гримеры, которые понимали, что я уже трясусь. Но такое пережить — это самый кайф».
Создавать атмосферу в фильме кроме удивительных природных пейзажей помогало и оружие, которого в кадре, по законам военного времени, присутствует немало. Часть винтовок и пистолетов — реальные образцы, использовавшиеся в Великую Отечественную войну, но большинство — созданные специально для фильма муляжи оружия того времени.
Танки предоставил Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, а несколько сцен, например с полностью построенными декорациями погранзаставы, на которую нападают немцы, снимались в Подмосковье.
В подмосковном поселке Володарского для фильма с нуля была построена целая погранзастава, в которой сняты первые мгновения войны, когда мирный летний сон прервали залпы орудий.
Артем Кузьмин, художник-постановщик: «Сначала мы имели абстрактное представление о том, как выглядели подобные сооружения перед войной, поэтому искали фотоматериалы 1930-40-х годов в интернете, в музеях, разговаривали с пограничниками. Образ, который вы увидите фильме, собирался по крупицам, чтобы достоверно воспроизвести декорации для нашей кинокартины».
В итоге выстроенная с большим трудом за несколько недель декорация была взорвана и сожжена уже на второй день съемок.
Виктор Иванов, поставновщик трюков: «В фильме будет много взрывов, стрельбы, повторять которые по несколько раз невозможно: заново отстроить взорванное здание в минуты между дублями нереально. К тому же каждый наш взрыв — это риск для людей и животных, важно подвергаться ему как можно меньше, поэтому мы используем сразу несколько камер».
На площадке вообще было, где развернуться пиротехникам, каскадерам и специалистам по визуальным эффектам — в кадре сгорают целые деревни, танки сносят ворота конюшню, откуда убегают взбесившиеся кони, немецкие бомбардировщики совершают налеты на советские погранпосты.
Игорь Титов, пиротехник: «Иногда бывает, проходит режиссер и говорит: здесь у меня пожар, здесь у меня дымы, а вот этот дом я хочу взорвать. Хорошо, если это происходит за неделю или за пару дней, когда можно что-то придумать. Иногда это происходит прямо на площадке. Естественно, ты делаешь каменное лицо и говоришь, "конечно", а дальше отворачиваешься и думаешь, "еее"».
Режиссер:
Ренат Давлетьяров
Сценарий:
Юрий Коротков, Артем Виткин, Ренат Давлетьяров
В ролях:
Петр Федоров (старшина Васков), Анастасия Микульчина (Рита Осянина), Евгения Малахова (Женя Комелькова), Агния Кузнецова (Соня Гурвич), Софья Лебедева (Лиза Бричкина), Кристина Асмус (Галя Четвертак), Екатерина Вилкова (сержант Кирьянова), Анатолий Белый (майор), Дарья Мороз (Мария), Виктор Проскурин (Макарыч)
Оператор:
Семен Яковлев
Композитор:
Роман Дормидошин
Производство:
Кинокомпании «Реал-Дакота», «Интерфест», группа компаний «Star Media», «Наше кино», Россия, 2015