«28 панфиловцев»: как проходили съемки фильма
Осенью 1941 года немецкие части, расположившиеся возле Волоколамска, отделяло от Москвы всего два часа. Однако на их пути стояла 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И.В. Панфилова. 16 ноября 4-я рота 2-го батальона 1075 полка панфиловской дивизии приняла бой, которому суждено было стать легендой Великой Отечественной войны. В этом сражении 28 бойцов, укрепившихся возле разъезда Дубосеково, встали на пути немецкого танкового батальона.
О финансировании
Создатели фильма, сценарист Андрей Шальопа и режиссер Ким Дружинин, пытались снять картину о подвиге панфиловцев на протяжении нескольких лет. Первоначально премьера планировалась к 70-летию битвы под Москвой в 2011 году, но денег на съемки не удавалось найти вплоть до 2013 года. Тогда в сеть был выложен снятый на личные средства Шальопы, Дружинина и их друзей тизер, который собрал множество положительных откликов.
Реакция зрителей подтолкнула создателей фильма к идее краудфандинга — сбора средств на съемки на открытой площадке. В планах у сценариста и режиссера, которые к тому моменту даже не сформировали съемочную группу, было собрать 300 тысяч рублей, но итоговая сумма перевалила за 3 млн.
Андрей Шальопа: «С этого момента фильм уже не принадлежал нам. Дело в том, что люди жертвовали нам деньги, понятия не имея о том, какой будет фильм. Представление они могли сложить только из тизера, а тизер был все-таки очень далек от того, что мы собирались снимать. Поэтому мы поступили иначе: на собранные деньги сняли кусочек фильма и решили, что если он оправдает ожидания зрителей, мы вновь откроем сбор. Так все и получилось — и это было начало съемок настоящего кино».
В общей сложности на съемки фильма было собрано 34 746 062 рубля. Уже после этого поддержку фильму оказали частные компании, российское министерство культуры и Казахфильм.
Андрей Шальопа: «Но хочется еще раз отметить, что у нас бы ничего не получилось, и вряд ли кто-нибудь пришел бы к нам на выручку, если бы нас не поддержало огромное количество людей. И не только деньгами, но и своей активностью и верой. За время создания фильма было множество удивительных историй поддержки картины. Кроме пожертвований, было и множество волонтеров, готовых помогать на съемках, с реквизитом, с информацией. Это — огромное доверие».
О кастинге
После формирования съемочной группы начался долгий процесс кастинга актеров на главные роли. К кандидатам предъявлялись жесткие требования: они должны были обладать положительной харизмой, соответствовать типажам военного времени и иметь характерную внешность, потому что зритель должен был различать героев даже в одинаковой военной форме и с запачканными лицами. Кроме того, было принято решение избегать громких имен и сосредоточиться на не известных широкой публике профессионалах.
Андрей Шальопа: «Еще мы хотели, чтобы наши актеры разделяли наши ценности. И я могу сказать, что в итоге у нас подобрался просто фантастический актерский состав. Самый первый актер, которого мы выбрали, был Яков Кучеревский. Он дал согласие сниматься за два года до съемок. А самым последним мы утвердили Алексея Морозова — за один день до начала съемочного периода».
О костюмах
К созданию военной формы персонажей подошли со всей ответственностью. Костюмеры старались найти детали, которые бы отличали героев друг от друга, и в то же время сохранить историческую достоверность. Часть костюмов сшили специально для съемок, но в основном реквизит брали в аренду у реконструкторов и на киностудии «Ленфильм».
Андрей Шальопа: «Для телогреек наши художники специально покупали пуговицы старого образца и перешивали их. А такую, казалось бы, простую вещь, как шапка-ушанка образца 1940 года, вообще нигде не достать, поэтому большинство шапок наши художники Вика Игумнова и Катя Исаенко буквально сделали сами. Офицерские шинели мы сшили на заказ. Ремни, ременные системы, полевые сумки тоже изготовили специально для фильма. Большую часть своей коллекции нам предоставил в безвозмездное пользование Музей Карельского перешейка: шинели, каски, вещмешки, пехотные лопатки и другие вещи».
На площадке постоянно работал исторический консультант — военный историк, реконструктор, руководитель военно-исторического клуба «Ленинград-900» Артем Кокин. Он помогал киношникам не только советами, но и делами — некоторые предметы одежды историк предоставил из собственного архива.
Об оружии
Техника и стрелковое оружие, появляющиеся в кадре, также точно подобраны и даже уникальны для отечественного кино. Пушки и гаубицы для съемок предоставили исторические клубы, музеи и частные коллекционеры. Часто их помощь была совершенно безвозмездной.
Андрей Шальопа: «Самую редкую вещь нам дал в пользование питерский коллекционер и подвижник Олег Иликович Титберия. Он совершенно бесплатно помогал на съемках первого блока, предоставив 45мм орудие из своего музея, а позже подготовил и привез уникальную немецкую 150мм гаубицу. Это очень распространенное в период войны немецкое орудие, которого теперь просто нет в природе. И я могу сказать, фильма, в котором вы такую пушку увидите стреляющей, просто не существует. Кроме кинохроник и нашего фильма».
О съемочных локациях
Действие фильма, по сути, происходит в одном месте, поэтому съемочной группе не нужно было искать множество локаций. Однако найти идеально подходящее для боя поля тоже было непросто: оно должно было быть достаточно широким, но при этом иметь узкую горловину, быть ориентировано на юг (именно оттуда наступали немцы), быть рельефным и живописным, а кроме этого подходить по техническим параметрам для размещения техники и людей.
Ким Дружинин, режиссер: «Мы потратили уйму времени на поиски такой локации и в какой-то момент были готовы уже найти ее где угодно и отправиться в экспедицию. Но неожиданно нужное нам поле обнаружилось в 50 км от Питера. Оно не только подошло нам по всем критериям, но также оказалось уникальной климатической аномалией. Снег, который был так необходим нам для съемок, продержался там почти четыре месяца. И это несмотря на крайне нестабильную питерскую зиму».
Подмосковная деревня, исполнявшая роль разъезда Дубосеково, нашлась в Ивановской области. Першино по-прежнему относительно не тронуто цивилизацией: там нет спутниковых тарелок на домах, стеклопакетов и сайдинга.
О технологиях
Невозможность использовать на съемках настоящие танки того времени вынудила съемочную группу прибегать к уникальным технологиям. Было решено использовать макетные съемки и отказаться от «нарисованных» объектов.
Андрей Шальопа: «Почти все, что есть в кадре, — настоящее, снятое при помощи технологии комбинированных съемок. Для таких съемок нам нужна была электронная система контроля движения. По сути дела, высокоточный робот, которого можно запрограммировать на нужное движение. В питерском ЦНИИ робототехники оказался потрясающий промышленный манипулятор, робот, обладающий всем необходимым для нас функционалом».
Как часто случалось в процессе производства, помощь в технологических процессах пришла безвозмездно — начальник отдела специальной техники ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в рамках научного эксперимента предоставил робота для съемок на «Ленфильме» абсолютно бесплатно.
Режиссер:
Ким Дружинин
Сценарий:
Андрей Шальопа
В ролях:
Антон Кузнецов (Решетников), Дмитрий Гирев (Бондаренко), Азиз Бейшеналиев (Булатов), Алексей Лонгин (Гундилович), Яков Кучеревский (Добробабин), Дмитрий Сутырин (Игнатьев), Алексей Морозов (Клочков), Амаду Мамадаков (Косаев), Александр Устюгов (Москаленко), Азамат Нигманов (Сенгирбаев), Олег Федоров (Шемякин), Виталий Коваленко (Шепетков)
Композитор:
Михаил Костылев
Оператор:
Никита Рождественский
Производство:
ООО «Студия "28 Панфиловцев"», ООО «Гайдзин Интертэйнмент», Россия, 2016