«Битва за Севастополь»: что осталось за кадром
О чем фильм
Сотни убитых противников, восхищение сослуживцев, для которых она стала символом героизма, непосредственное участие в открытии второго фронта, дружба с Элеонорой Рузвельт, — все это свалилось на плечи хрупкой девушки Людмилы, оказавшейся в самом пекле Второй мировой войны. Но самым трагическим испытанием для нее стала любовь.
Наталья Мокрицкаяпродюсер"Битва за Севастополь" — это фильм о женщине на войне. А точнее о том, что женщине на войне не место. Конечно, на войне никому не место. Но женщине — в первую очередь. Главный вопрос для нас: может ли наша героиня, пройдя сквозь кровь и смерть, потеряв близких и любимых, остаться несмотря ни на что женщиной, сохранить в себе человека? Мы искренне верим, что может. И наш фильм — об этом!
Сергей МокрицкийрежиссерДля меня "Битва за Севастополь" — не только фильм о войне, хотя здесь, конечно, есть бои, взрывы, эскадры, падающие самолеты и уходящая на глубину подлодка. Но я хотел снять кино о человеке. О сильном человеке! А еще о любви. Война, как ни странно, хотя и корежит жизнь нашей героини, но при этом дает ей возможность очень ярко проявить себя, свои чувства.
Сюжет фильма основан на реальной истории самой результативной женщины-снайпера Второй мировой, Героя Советского Союза Людмилы Павличенко. В 25 лет она ушла добровольцем на фронт, участвовала в обороне Одессы и Севастополя, на ее счету 309 уничтоженных военнослужащих противника. После эвакуации из осажденного Севастополя ее направили в составе советской делегации в США, где она призывала американцев к открытию второго фронта. Ее речь перед прессой стала исторической: "Джентльмены, мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?"
Для телепоказа была смонтирована специальная четырехсерийная версия фильма, которая будет показана на Первом канале. По словам режиссера, в сериальном формате удалось шире раскрыть многие линии сюжета, которым в фильме уделено не так много внимания. Если киноверсия более динамична и содержит больше батальных сцен, то в сериале показан фронтовой быт, глубже проработана любовная линия.
Сергей МокрицкийМне как режиссеру ближе сериальный ритм повествования, подробное наблюдение за прекрасной игрой актеров. Монтируя фильм, я понимаю, что сцена должна быть короче, монтаж более клиповый, и для меня это как отрезать собственный палец, ножом по сердцу. Ритм сериала мне ближе, многосерийный фильм на 80 минут дольше. И это возможность отдать долг людям, воевавшим в Великой Отечественной войне и поклониться нашим ветеранам.
О команде
Над картиной работала смешанная российско-украинская съемочная группа, финансировалась картина также совместно, Министерством культуры России и Госкино Украины. Идея совместной работы над таким масштабным военным проектом принадлежит бывшему руководителю Госкино Украины Екатерине Копыловой.
Сергей МокрицкийВолевая женщина, немало успела сделать на своем посту — активно поддерживала копродукцию, запустила "Поводыря" Олеся Санина и "Племя" Мирослава Слабошпицкого, имевших резонанс на международных фестивалях.
На Украине фильм также вышел в широкий прокат, несмотря на запрет на показ российского кино, правда под другим названием — "Незламна" ("Несломленная").
Режиссер картины Сергей Мокрицкий больше известен как оператор — в этом качестве в 1997-2004 годах работал над программой "Куклы", входил в группу Кирилла Серебренникова на съемках фильма "Изображая жертву". Среди самостоятельных режиссерских работ: "Четыре возраста любви" (2008), "День учителя" (2012).
Сергей МокрицкийЯ еще мальчишкой всегда приставал к ветеранам, чтобы они рассказали мне о войне. Поэтому съемки "Битвы за Севастополь" я воспринял как некое духовное испытание для себя, как редкую возможность профессионально прикоснуться к теме, которая волнует меня всю жизнь.
В качестве продюсеров проекта выступили Наталья Мокрицкая и Егор Олесов. Среди проектов Мокрицкой можно выделить "Изображая жертву", "Класс коррекции", "Юрьев день". Олесов продюсировал картину Алексея Германа младшего "Под электрическими облаками", которая представляла Россию в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля-2015.
Кастинг на главную роль проходили множество молодых актрис, но самое сильное впечатление на режиссера произвела Юлия Пересильд, которая на шестом месяце беременности не отказалась от тяжелых физических упражнений во время проб. В ее карьере пока не было главных ролей в крупных фильмах, но зрители и критики помнят актрису по роли красавицы Софьи, сблизившейся с героем Владимира Машкова в фильме "Край" Алексея Учителя.
Юлия ПересильдПодготовка к съемкам шла в течение полутора лет. Роль женщины-снайпера во многом меня изменила. Хотя работа была сложной, но я с трудом расставалась со своей героиней. Мне с ней было очень комфортно.
Евгений Цыганов ("Прогулка", "Питер FM", "Оттепель"), один из самых востребованных актеров сегодняшнего российского кино, играет возлюбленного Людмилы снайпера Леонида Киценко.
Евгений ЦыгановСыграть в этой картине я согласился исключительно благодаря личному обаянию режиссера Сергея Мокрицкого. Я понимаю, насколько трудно не сфальшивить в военных историях, как непросто перевоплощаться в реальных персонажей. Режиссер утверждал, что ему интересна не война, а судьба героев, которую он хочет рассказать особенным образом, по-своему. И я ему поверил.
Юлия ПересильдРаньше я немного его (Цыганова, — прим.ред.) побаивалась. Мне казалось, что он замкнутый, сложный в общении. Да, он не из тех, кто сразу открывает другому человеку свою душу. Но мне с Женей было так интересно работать — не передать.
Роль первого мужчины в жизни Людмилы, человека, который научил ее воевать, досталась Олегу Василькову, чье лицо зрители могут помнить по многочисленным ролям харизматичных уголовников ("Брат 2", "Бригада", "Нюхач").
Сергей МокрицкийОказалось, совсем непросто найти актеров на роль снайперов. Потому что снайперы не могут быть ни холериками, ни мужественными красавцами. Это – спокойные, невысокие, умные, все замечающие, хитрые люди. Актер в такой роли должен, лежа в засаде и не шевелясь, сыграть сложную драматическую сцену. Вот Васильков и Цыганов это умеют. За крупным планом этих артистов интересно наблюдать. А актеры, которые играют "навылет", не годятся. Такие бы на войне погибли в первый день.
Еще один человек, сыгравший важную роль в жизни Людмилы Павличенко — военный врач Борис Чопак, ценой собственной жизни спасший главную героиню, но так и не добившийся от нее взаимности в любви. Его сыграл французский кондитер Луи из сериала "Кухня" Никита Тарасов.
На съемках были задействованы и иностранные актеры. Супругу президента США Элеонору Рузвельт сыграла британка Джоан Блэкхем, в послужном списке которой несколько десятков ролей, в том числе в фильме "Дневник Бриджит Джонс", сериалах "Доктор Кто" и "Чисто английское убийство".
Сергей МокрицкийНа эту роль мне был нужен человек особого сорта. Я имею в виду аристократизм, манеру подавать себя. С Джоан мы не ошиблись — она прекрасна. И работала, несмотря на возраст, по 12 часов в сутки.
О съемках
Съемки проходили в Севастополе, Балаклаве, Киеве, Одессе и Каменец-Подольском и заняли почти год — с осени 2013 по июль 2014 года.
Кадры со съемок:
На съемках не обходилось без опасных ситуаций:
Сценарий, предложенный изначально, пришлось существенно доработать в сторону большего соответствия действительности. При этом авторы опирались на книгу воспоминаний самой Людмилы Павличенко "Героическая быль".
Наталья Мокрицкая В память тех, кто погиб и кто выжил, мы хотели максимально точно воссоздать все то, что происходило в те дни в Севастополе. Поэтому в своей работе активно использовали архивные данные, дневники участников событий, кинохронику.
Съемка поля боя с высоты птичьего полета:
Кадры со съемок:
Режиссер Сергей Мокрицкий принимал самое активное участие в съемочном процессе:
Кадры со съемок:
Авторы картины нашли оригинальное визуальное решение: фильм стилистически разделен на части — мирный период снят в цвете, а военные эпизоды решено было сделать черно-белыми.
Сергей МокрицкийИзобразительно картина поделена на три блока. Грязная, черно-белая война и как контраст к ней — цветовой хаос нескольких довоенных лет и акварельная картинка мирной Америки.
Саундтрек к фильму получился не менее интернациональным, чем состав съемочной группы. Главной музыкальной темой стала аранжировка песни "Кукушка" группы "Кино" в исполнении Полины Гагариной.
Полина ГагаринаЭта композиция всегда трогала меня до глубины души. Константин Меладзе переосмыслил песню, заставил по-новому услышать ее. На мой взгляд, в ней есть все: и сильный вокал, и история, и мощное драматическое начало. Я уверена, что "Кукушка" станет важным эмоциональным фоном для восприятия картины.
Вошли в фильм и несколько композиций группы "Океан Ельзи". Под песню "Обними меня" был специально снят целый эпизод.
Сергей МокрицкийМне нравится эта группа, нравятся их песни. Когда во время написания сценария я услышал их диск "Земля", мне очень понравилось две песни. Я очень рад, что у нас такой интернациональный саундтрек. Я бы хотел, чтобы вся жизнь была такой, как наш саундтрек. Наш фильм именно об этом — об ужасе войны и необходимости любви. Как бы тяжко не было.
Режиссер:
Сергей Мокрицкий
Сценарий:
Максим Бударин, Сергей Мокрицкий, Леонид Корин, идея Егора Олесова, по мотивам книги Людмилы Павличенко «Героическая быль»
В ролях:
Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Олег Васильков, Никита Тарасов, Джоан Блэкхем, Полина Пахомова, Александр Денисенко, Андрей Франчук, Заза Чантурия, Инга Нагорная, Виталий Линецкий, Станислав Боклан, Николай Боклан, Олег Драч, Дмитрий Лаленков, Александр Ярема
Оператор:
Юрий Король
Композитор:
Евгений Гальперин
Производство:
НОВЫЕ ЛЮДИ, КИНОРОБ, 2015